В учебном пособии раскрываются вопросы содержания проектной и проектно-исследовательской деятельности, ключевые аспекты организации работы по выполнению научно-исследовательской деятельности в контексте изучаемой проблемы, характеризуются основные методы, применяемые в психолого-педагогическом исследовании для получения эмпирических данных.
В учебно-методическом пособии рассмотрены методологические основы психолого-педагогических исследований, описаны особенности использования некоторых методов математической статистики для оценки экспериментальных данных в педагогических исследованиях. Представлены примеры использования статистических критериев для решения вопроса о достоверности результатов.
В учебном пособии раскрыты основные понятия психолого-педагогической диагностики, содержатся сведения о процедуре и методах проведения психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах развития человека. Психодиагностические методики, представленные в пособии, помогут студентам или педагогам-психологам в работе как с детьми, так и со взрослыми.
В учебном пособии раскрыты теоретические и методологические основания исследовательской деятельности, актуализированы задачи и проблемные вопросы прикладных исследований. Содержатся практические задания и рекомендации, дано описание алгоритмов, методов и приемов активизации обучения на различных ступенях подготовки будущих педагогов. Предложены способы и варианты освоения инструментария, связанные с культурой исследовательской деятельности в современном образовательном пространстве, отвечающие требованиям ФГОС.
В пособии излагаются основные понятия и принципы статистического исследования для педагогов и психологов, показаны возможности применения и ограничения статистических методов, основные ошибки, возникающие при их некорректном применении. Полученные знания помогут избежать ошибок при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Специфика учебно-методического пособия «Научное исследование в педагогике: методология, теория, практика» состоит в том, что оно предназначено для обучающихся, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, находящую отражение в виде научных статей, эссе, проектов, курсовых, выпускных квалификационных работ.
В учебном пособии рассматриваются в единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов, частно-научных методов, конкретных методик и процедур психолого-педагогических исследований в области профилактики девиантного поведения. Детально описана методика исследования: от постановки научной проблемы до статистической и качественной обработки материалов и оформления полученных результатов исследования.
В учебном пособии представлены материалы лекций, рабочая программа учебной дисциплины, технологическая карта дисциплины, задания для промежуточного и итогового контроля. Содержание учебного пособия и методический материал соответствует программе учебной дисциплины «Методология и методы научного исследования.
В пособии содержится материал для теоретической и практической подготовки студентов, отражающий современное представление о методах и методологии социально-психологического исследования, связанное с формированием необходимых будущему психологу знаний, умений, навыков и соответствующих профессиональных компетенций.
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы применения качественных и количественных методов в психологических и педагогических исследованиях.
В учебном пособии рассматриваются основные методы работы с данными психолого-педагогических исследований. Авторы адаптируют известные методы обработки эмпирических данных в психологии и отмечают специфику применения некоторых из них в практической деятельности психолога. В пособии представлены не только теоретические основы и образцы первичной обработки результатов исследования в области психологии, но и даны варианты задач, которые могут быть решены в процессе научно-практической деятельности обучающихся. Также в пособии рассматриваются примеры реализации задач обработки эмпирических данных с помощью программ MS Excel.
Настоящий учебно-методический комплекс обобщает исследования последних лет, касающиеся методологии и методов научно-исследовательской деятельности в контексте педагогического и психолого-педагогического знания. Особое внимание в учебно-методическом комплексе уделяется дидактическому наполнению курса, фонду оценочных средств, методическим рекомендациям.
Материалы пособия собраны на основе исторических и современных сведений с обращением к целому ряду смежных дисциплин: педагогики, дидактики, педагогической психологии, психологии личности, возрастной психологии, социальной психологии, социальной педагогики, основ менеджмента, психологии труда, психологии управления персоналом, организационной психологии и т.д.
В монографии представлены результаты исследования психологопедагогических проблем и обоснованы эффективные пути их решения в современных условиях посредством оказания психологической помощи.
В учебном пособии раскрыты особенности методологии и технологии психолого-педагогического тренинга. Материалы, представленные в учебном пособии, могут использоваться преподавателями, студентами в системе психолого-педагогического образования, а также специалистами в области психологии.