Изобразительное искусство

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Изобразительное искусство

Юденкова, Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы : мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века : [монография] / Т. В. Юденкова. — Москва : БуксМАрт, 2015. — 527 с.

В данном издании глубоко проанализировано знаменитое собрание Третьяковской галереи на этапе его формирования, то есть при жизни основателей — Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Собрание отразило многие важные интенции эпохи. В монографии представлен комплексный анализ истории музея в контексте общественно—политических, эстетических и нравственных идей, отражающих насущные запросы русского общества второй половины XIX века. Материалы из монографии могут быть использованы при составлении лекционных и специальных курсов в учебных заведениях и музеях. Книга адресована специалистам—гуманитариям, а также широкому кругу любителей искусства.

 

Диего Родригес де Сильва Веласкес, 1599—1660 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2009. — 48 с. : ил. . — (Великие художники ; Т. 10).

Очередной альбом коллекции посвящён крупнейшему представителю испанского барокко Диего Родригес де Сильва Веласкесу (1599—1660). Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

 

Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 : [альбом] / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 46).

Значение творчества Алексея Венецианова для русского искусства чрезвычайно велико. Он стал одним из первых русских художников, представивших в своих полотнах жизнь крестьян и их образы, преисполненные душевного благородства, красоты и большого человеческого достоинства. Мастер своей неутомимой художественной и просветительской деятельностью не только утвердил бытовой жанр в качестве равноправной и важной области отечественного искусства, но и создал новую для своего времени школу живописи, воспитав в ней более семидесяти художников — выходцев из крестьян, в творчестве которых главным стало отражение образов родной земли.

 

Михаил Александрович Врубель, 1856—1910 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 33).

Михаил Александрович Врубель (1856—1910) — наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. Творчество Михаила Врубеля — одно из самых загадочных и гениальных явлений отечественного искусства XIX века. Удивительная декоративность, неповторимые трагические и героические образы, а также мистическая атмосфера произведений выделяют этого уникального мастера из всей плеяды талантливых русских живописцев. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого—то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства.

 

Николай Николаевич Ге, 1831—1894 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста В. Баева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 35).

Николай Николаевич Ге (1831—1894) — выдающийся русский художник, внесший огромный вклад в развитие реалистической живописи, а также портретного и пейзажного жанров. Картины мастера созданы с удивительной искренностью, в дивной цветовой гамме и пронизаны глубокой духовностью. «По моему мнению, это был один из великих художников, делающих эпоху в искусстве» — так писал о своём друге писатель Лев Толстой.

 

Поль Гоген, 1848—1903 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста М. Гордеева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2009. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 8).

Один из главных представителей постимпрессионизма, французский художник Поль Гоген (1844—1903), завёл моду на дауншифтинг (бегство от цивилизации) задолго до того, как появился этот термин. Для современных «беглецов из мегаполисов» Гоген — фигура культовая, а его картина «Не работай» — почти икона. В своих декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, художник создал поэтический мир гармонии человека и природы.

 

Гойя—и—Лусиентес Франциско Хосе де, 1746 — 1828 / [авт. текста М. Гордеева ; гл. ред. А. Барагамян]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 24).

С именем великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойи—и—Лусиентеса (1746—1828) связано становление искусства Нового времени. Его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру XIX—XX веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара.

 

Игорь Эммануилович Грабарь, 1871—1960 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 63).

Игорь Грабарь — выдающийся русский живописец, крупный ученый в области теории и истории изобразительного искусства, а также архитектуры, внесший значительный вклад в сохранение и развитие художественной отечественной культуры. Творчество мастера, экспериментировавшего с исканиями импрессионистов, имеет большое значение для всей русской живописи.

 

Леонардо да Винчи / сост. В. А. Совинин. — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 38, [1] с. : ил., цв. ил. — (Великие художники мира).

Вклад Леонардо да Винчи в мировую художественную культуру поистине неоценим, ведь даже в яркой череде гениев, которых подарила человечеству эпоха Возрождения, его личность, без сомнения, выделяется. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающим его миром, стремился познать тайны, разобраться в устройстве. Кто—то называл его гением, кто—то – сверхчеловеком. Масштабы научной деятельности великого художника и значимость сделанных им открытий потрясают умы человечества до сих пор.

 

Анри Матисс, 1869—1954 : [альбом] / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста Д. Перова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 45).

Анри Матисс работал в разных жанрах и видах искусства, используя разнообразные техники. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и цветовых масс, служили главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм, праздничность окружающего мира и радость бытия.

 

Клод Моне / сост. А. А. Бобкова. — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие художники мира).

Клод Оскар Моне – великий французский живописец, один из основателей школы импрессионизма. На его полотнах мир предстает пред нами как поток света, бесконечный, ни на секунду не останавливающий своего движения, вечно изменчивый – в зависимости от времени дня, погоды, сезона. В своих работах мастер пытался остановить мгновение и передать всю красоту окружающего мира. По словам знаменитого художественного критика Гюстава Жеффруа, творчество Моне «не похоже ни на какое другое на протяжении всей истории живописи», это «одновременно откровение и поэма, открывающее целый мир, доселе не видимый никем».

 

Феофан Грек, 1340—1410 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста О. Айларова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. : ил., цв. ил. — (Великие художники ; Т. 37).

Феофан Грек (1340—1410) — величайший византийский живописец средневековья. Для истории древнерусского искусства личность Феофана имеет огромное значение. Все известные произведения мастера были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более 30 лет. Художник познакомил русский народ с выдающимися достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в то время один из последних взлётов.

 

Марк Шагал, 1887—1985 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. : ил., цв. ил. — (Великие художники ; Т. 44).

Марк Шагал — график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусств, выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда XX века, который сумел органически соединить в своем творчестве древние традиции иудейской культуры с остросовременными тенденциями.

 

Эль Греко, 1541—1614 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста Д. Перова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 47).

Эль Греко (Доменико Теотокопули) — великий испанский живописец, архитектор и скульптор. В биографии мастера множество загадок, немало их и в его искусстве, наполненном мистикой, напряжением, религиозным исступлением. Спустя почти три столетия чрезвычайно эмоциональные произведения Эль Греко оказались близки немецким экспрессионистам, а также основателю кубизма Пабло Пикассо.