Константин Федин и его современники : из литературного наследия XX века. Кн. 1 / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) [и др.] ; [редкол. : Н. В. Корниенко (отв. ред. ) и др. ; сост. И. Э. Кабанова]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2016. — 680 с.
Книга включает 428 писем из фондов Государственного музея К. А. Федина (Саратов) и из собраний крупнейших архивов страны: ИМЛИ РАН (Москва), ИРЛИ РАН (СПб.), РГAЛИ, РГБ, РНБ, а также частных коллекций. Большая часть писем печатается впервые. Публикуемые материалы, комментарии и аналитические статьи—обзоры воссоздают историко—литературную картину эпохи 1920—1960—х гг., творческие взаимоотношения писателей и деятелей культуры советского периода. Книга включает 96 уникальных иллюстраций.
Хроника жизни и творчества А. С. Пушкина, 1826 — 1837 : в 3 т. / сост. : Г. И. Долдобанов, И. С. Сидоров ; науч. ред. И. С. Сидоров. — Москва : ИМЛИ РАН, 2016. — Т. 3, кн. 1 : 1835 — сентябрь 1836. — 872 с. — (Пушкин в XXI веке ; вып. 11).
Первая книга третьего тома «Хроники жизни и творчества А.С. Пушкина» охватывает период с января 1835 года по сентябрь 1836 года включительно, то есть до начала дуэльных событий. Факты в «Хронике» не просто кратко упоминаются, но сопровождаются текстами документов или извлечениями из них. Были изучены архивные материалы, хранящиеся во многих архивах и рукописных отделах, проверены и уточнены архивные ссылки прежних публикаций, а также были выявлены многие новые, ранее не публиковавшиеся факты. Были полистно просмотрены комплекты газет и журналов 1835 – 1836 гг. Подготовленный том сопровождается списком источников.
Палиевский, П. В. Развитие русской литературы XIX — начала XX века. Панорама / П. В. Палиевский. — Санкт—Петербург : Росток, 2016. — 288с. — (Русская классическая литература в мировом контексте).
B книге рассматривается развитие русской литературы в том его виде, как оно представлено в творчестве ведущих русских писателей. Исследование стремится ответить на потребность соединения больших художественных миров русской литературы в одну связную и доступную обозрению картину движения. Предлагаемый проект, основанный на прежних разработках автора и учете достижений многих специалистов, представляет собой опыт соединения ценностного и исторического подходов к литературе. Рассматривается возможность воспроизведения общей картины движения литературы в одном графическом изображении—панораме.
Королева, Н. В. Анна Ахматова. "Души высокая свобода". Творческий путь поэта : [монография] / Н. В. Королева ; Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ). — Москва : ИМЛИ РАН, 2016. — 472 с.
Автор настоящей монографии ставит перед собой целью проследить эволюцию творчества поэта Ахматовой, включив новые факты ее биографии и ранее мало изученные тексты. Новизна угла зрения на предмет исследования — творческий путь и личность Анны Ахматовой — позволяет автору по—новому взглянуть на историю взаимоотношений государства и поэта, по—новому оценить значение «дворянского периода» в развитии русской и мировой культуры. Во втором разделе монографии рассматриваются проблемы родства и противостояния направлений символизма и акмеизма, особенности прозы поэта Анны Ахматовой, ее работа переводчика.
Карасев, Л. В. Достоевский и Чехов : неочевидные смысловые структуры / Л. В. Карасев. — Москва : ЯСК, 2016. — 336 с.
Книга посвящена анализу неочевидных смысловых структур, присутствующих во многих романах Достоевского и пьесах Чехова. Неочевидные смысловые структуры выявляются с помощью определенных процедур на фоне подчеркнутого внимания к тому, в какой именно форме представлены действия и высказывания персонажей и к той обстановке, в которой они совершаются.
Розанов, В. В. Полное собрание сочинений : в 35 т. Т. 3. : О писательстве и писателях : статьи 1901 — 1907 гг. / В. В. Розанов ; под общ. ред. А. Н. Николюкина. — Санкт—Петербург : Росток, 2016. — 925 с.
Василий Васильевич Розанов — это, наверное, самый замечательный писатель среди русских мыслителей, великолепно владевший стилем, познавший магию слова. Он не создал какой—то определенной философской системы, да и не стремился к тому. Но Розанов стал основателем оригинального стиля философствования, который некоторые исследователи называют философским импрессионизмом. Главная ценность философии В. В. Розанова состоит не в решении отдельных задач и проблем, а в постановке огромного числа проблем и разработке новых подходов к решению этих проблем.