Этнопедагогика Сибирского Севера

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Этнопедагогика Сибирского Севера

Этнопедагогика Сибирского Севера

Год педагога и наставника ставит в приоритет задачи воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из перспективных направлений в этой области является этнопедагогика, как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Гениальный отечественный педагог К. Д. Ушинский отводил важную роль опыту народного образования, подчеркивая, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Этнопедагогическая наука, как связующая нить, делает воспитательный опыт многих народов достоянием педагогов. В рамках прошедшего Года культуры коренных малочисленных народов Севера она получила новый виток своего развития и изучения. В Библиографическом информационном центре (каб. 410) открылась выставка “Этнопедагогика Сибирского Севера: традиционное воспитание детей”. Литература, представленная на выставке, освещает традиции и вековой опыт воспитания детей у эвенков, селькупов, кетов, хантов, манси и многих других коренных народов Севера Сибири. Выставка будет доступна до 10 мая.

Список литературы:

  1. Голомарева, Е. Х. Семейное воспитание детей-эвенков / Е. Х. Голомарева, Н. Н. Романов // Народное образование. – 2012. – № 8. – С. 274-278.
  2. Киселева, О. И. Сказки народов Сибири как средство обогащения регионального компонента литературного образования детей / О. И. Киселева // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования : международная научно-практическая конференция, Томск, 4-5 ноября 2002 г. / ред. С. М. Малиновская [и др.]. – Томск, 2004. – Т. 1. – С. 19-25.
  3. Ковешникова, Л. Система образования коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: актуальные вопросы / Л. Ковешникова // Народное образование. – 2009. – № 6. – С. 39-45.
  4. Коллегов, А. К. Этнопедагогика как средство формирования межкультурной компетенции в поликультурном социуме / А. К. Коллегов, А. А. Ким // Вестник ТГПУ. – 2018. – Вып. 8(197). – С. 214-223.
  5. Красильников, В. П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов / В. П. Красильников. – Екатеринбург : РГППУ, 2002. – 120 с.
  6. Кряклина, Т. Ф. Культуры народов Сибири и образование / Т. Кряклина ; под. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : ТГУ, 1995. – 132 с.
  7. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды / Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. – 2-е изд. – Москва : Школьная Пресса, 2001. – 142 с.
  8. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология : учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 443 с.
  9. Малиновская, С. М. Нравственное воспитание в национальной малокомплектной школе Севера на основе этнопедагогических принципов : программа и методические рекомендации / С. М. Малиновская. – Томск : ТГПУ, 2000. – 31 с.
  10. Малиновская, С. М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры / С. М. Малиновская // Образование в Сибири. – 1994. – № 1(0). – С. 69-75.
  11. Малиновский, И. В. Традиционная система воспитания и образования у коренных народностей Томского севера / И. В. Малиновский // Образование в Сибири. – 2003. – № 2(11). – С. 72-77.
  12. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика : учебное пособие для вузов / Г. В. Нездемковская. – Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2011. – 225 с.
  13. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика о народных традициях нравственного воспитания детей / Г. В. Нездемковская // Воспитание школьников. – 2012. – № 7. – С. 74-76.
  14. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания / Г. В. Нездемковская // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. – 2009. – № 6. – С. 56-61.
  15. Николаева, Г. Х. Физическое воспитание у кетов : методические рекомендации по внедрению кетских игр в физкультурно-оздоровительную практику национальных школ Турухановского района Красноярского края / Г. Х. Николаева. – Москва : ИНПО, 1994. – 21 с.
  16. Фролова, А. Н. Истоки воспитания у коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – Магадан : КОРДИС, 2002. – 67 с.
  17. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Магадан : Кордис, 2003. – 183 с.
  18. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – Магадан : Кордис, 2001. – 230 с.
  19. Этнопедагогика Сибирского Севера : учебно-методическое пособие / В. И. Васильев, В. М. Кулемзин, С. М. Малиновская и др. ; отв. ред. Г. В. Залевский. – Томск : ТГПУ, 1996. – 173 с.
© Научная библиотека ТГПУ 2024