Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Курсы повышения квалификации от ЭБС Лань

18 и 20 апреля в 10:00 (мск) школа Лани приглашает преподавателей университета на бесплатный двухдневный курс повышения квалификации «Эффективные инструменты для вовлечения студентов в обучение на электронном курсе».

 

Интенсив предназначен для тех, кто хочет лучше разбираться в работе в Moodle.  Слушатели узнают на практике, как разместить в курсе страницы учебников, видеоролики, тесты из образовательной платформы «Лань» (e.lanbook.com), как измерить эффект от этого внедрения, и смогут сами оценить, насколько новые инструменты ускоряют наполнение курса материалами и снижают нагрузку на разработчика.

 

Эксперты расскажут о стандартных инструментах СДО Moodle, которые повышают вовлеченность студентов в учебный процесс, о новых бесплатных инструментах ЭБС Лань для интеграции учебных материалов из электронной библиотеки в электронные курсы на любых платформах.

 

Каждый участник, кто пройдет обучение и выполнит итоговое задание, получит удостоверение о повышении квалификации (18 ак. часов) государственного образца от «Центра профессионального и дополнительного образования Лань» (лицензия Л035-01271-78/00176797 от 22.10.2021 г.).

 

Записаться

Этнопедагогика Сибирского Севера

Год педагога и наставника ставит в приоритет задачи воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из перспективных направлений в этой области является этнопедагогика, как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Гениальный отечественный педагог К. Д. Ушинский отводил важную роль опыту народного образования, подчеркивая, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Этнопедагогическая наука, как связующая нить, делает воспитательный опыт многих народов достоянием педагогов. В рамках прошедшего Года культуры коренных малочисленных народов Севера она получила новый виток своего развития и изучения. В Библиографическом информационном центре (каб. 410) открылась выставка “Этнопедагогика Сибирского Севера: традиционное воспитание детей”. Литература, представленная на выставке, освещает традиции и вековой опыт воспитания детей у эвенков, селькупов, кетов, хантов, манси и многих других коренных народов Севера Сибири. Выставка будет доступна до 10 мая.

Список литературы:

  1. Голомарева, Е. Х. Семейное воспитание детей-эвенков / Е. Х. Голомарева, Н. Н. Романов // Народное образование. – 2012. – № 8. – С. 274-278.
  2. Киселева, О. И. Сказки народов Сибири как средство обогащения регионального компонента литературного образования детей / О. И. Киселева // Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования : международная научно-практическая конференция, Томск, 4-5 ноября 2002 г. / ред. С. М. Малиновская [и др.]. – Томск, 2004. – Т. 1. – С. 19-25.
  3. Ковешникова, Л. Система образования коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: актуальные вопросы / Л. Ковешникова // Народное образование. – 2009. – № 6. – С. 39-45.
  4. Коллегов, А. К. Этнопедагогика как средство формирования межкультурной компетенции в поликультурном социуме / А. К. Коллегов, А. А. Ким // Вестник ТГПУ. – 2018. – Вып. 8(197). – С. 214-223.
  5. Красильников, В. П. Игры и состязания в традиционном воспитании хантов / В. П. Красильников. – Екатеринбург : РГППУ, 2002. – 120 с.
  6. Кряклина, Т. Ф. Культуры народов Сибири и образование / Т. Кряклина ; под. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : ТГУ, 1995. – 132 с.
  7. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды / Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. – 2-е изд. – Москва : Школьная Пресса, 2001. – 142 с.
  8. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология : учебное пособие для вузов / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 443 с.
  9. Малиновская, С. М. Нравственное воспитание в национальной малокомплектной школе Севера на основе этнопедагогических принципов : программа и методические рекомендации / С. М. Малиновская. – Томск : ТГПУ, 2000. – 31 с.
  10. Малиновская, С. М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры / С. М. Малиновская // Образование в Сибири. – 1994. – № 1(0). – С. 69-75.
  11. Малиновский, И. В. Традиционная система воспитания и образования у коренных народностей Томского севера / И. В. Малиновский // Образование в Сибири. – 2003. – № 2(11). – С. 72-77.
  12. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика : учебное пособие для вузов / Г. В. Нездемковская. – Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2011. – 225 с.
  13. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика о народных традициях нравственного воспитания детей / Г. В. Нездемковская // Воспитание школьников. – 2012. – № 7. – С. 74-76.
  14. Нездемковская, Г. В. Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания / Г. В. Нездемковская // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. – 2009. – № 6. – С. 56-61.
  15. Николаева, Г. Х. Физическое воспитание у кетов : методические рекомендации по внедрению кетских игр в физкультурно-оздоровительную практику национальных школ Турухановского района Красноярского края / Г. Х. Николаева. – Москва : ИНПО, 1994. – 21 с.
  16. Фролова, А. Н. Истоки воспитания у коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – Магадан : КОРДИС, 2002. – 67 с.
  17. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – 2-е изд., испр. и доп. – Магадан : Кордис, 2003. – 183 с.
  18. Фролова, А. Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. – Магадан : Кордис, 2001. – 230 с.
  19. Этнопедагогика Сибирского Севера : учебно-методическое пособие / В. И. Васильев, В. М. Кулемзин, С. М. Малиновская и др. ; отв. ред. Г. В. Залевский. – Томск : ТГПУ, 1996. – 173 с.
Путешествие в Изумрудный город

Весело, интересно, а главное, познавательно прошло знакомство юных читателей с творчеством Александра Мелентьевича Волкова. В Неделю детской книги для шестиклассников  МАО СОШ №16 путешествие в Изумрудный город организовала учитель русского языка и литературы, студентка   ТГПУ О.Н. Диброва.

 

Началось мероприятие с приветствия директора библиотеки Н.А. Семененко.

«Имя Александра Мелентьевича Волкова, я думаю, вам знакомо. Но у вас сегодня есть замечательная возможность узнать о писателе  гораздо больше, чем сказано на страницах учебника: где учился Волков, кем он был по профессии, чем Александр Мелентьевич увлекался  и почему научная библиотека педагогического университета носит его имя».

Подробнее о жизни и деятельности А.М. Волкова ребятам  рассказала главный библиотекарь НБ ТГПУ Э.З. Степаненко.

Затем ребята приняли активное участие в веселом квесте. На станциях «Смелости», «Мудрости», «Дружбы»  ребята продемонстрировали знание произведений А.М. Волкова.

 

Помощь в организации праздника оказали студенты историко-филологического факультета ТГПУ В.Э. Мустафаева, С.Д. Новикова.

 

Ребята побывали в секторе редких и ценных изданий библиотеки, где представлены личные вещи писателя. Праздник завершился фотосессией с героями любимой сказки.

 

К сведению

В этом году Неделя детской книги отмечает свое 80-летие. Первые «Книжкины именины» затеял Лев Кассиль – 26 марта 1943 года в Москве состоялась большая встреча писателей и юных читателей. А с 1944 года стало ясно, что одного дня мало – так родилась Неделя детской книги

ТЕСТОВЫЙ ДОСТУП К ЭБС ZNANIUM

До 11 апреля открыт тестовый доступ к Электронно-библиотечной системе Znanium. В ЭБС сформированы коллекции более 64 000 учебников, учебных пособий, монографий по всем основным направлениям образовательных программ ТГПУ.

ЭБС Znanium предлагает:

  • Чтение в режиме оффлайн;
  • Конвертация страниц издания в текстовый формат с возможностью 100 % копирования по книгам Издательского холдинга "ИНФРА-М";
  • Более 8 тысяч учебников и монографий с бессрочными правами — оптимальный контент для включения в РПД.

Ресурс обладает массивом информации в режиме Open Access (открытый доступ).

Знакомьтесь, читайте, пишите ваши отзывы (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ) - это поможет нам сформировать оптимальную подписку на электронные ресурсы на 2023 год.

Подробнее

Библиотека - к неделе русского языка в ТГПУ

На русском языке говорят и пишут миллионы людей. Русский язык используется во многих других странах мира. Как один из развитых мировых языков применяется в различных сферах международного общения, в частности, выступает в качестве «языка науки» как средство коммуникации учёных из разных стран и как средство кодирования и хранения общечеловеческих знаний. Во многих странах мира русский язык включается в программу среднего и высшего образования как иностранный язык.

В этом году, проходящем под эгидой Года педагога и наставника, проведение Недели русского языка приобретает символическое значение. Обучение русскому языку – одна из важнейших задач современной российской школы, поскольку умение точно, правильно и емко излагать свои мысли, свободно пользоваться языковым инструментарием становится метапредметным навыком в современном обществе.

С 20 по 27 марта в ТГПУ проходит Неделя русского языка, которую ежегодно организуют сотрудники кафедры русского языка ИФФ.

Будут проходить мероприятия различного формата, подробнее: https://www.tspu.edu.ru/news/27070-nedelya-russkogo-yazyka-projdet-v-tgpu.html

Научная библиотека предлагает печатные и электронные издания, которые помогут в подготовке к семинарам, конкурсам, турнирам.

Список электронных изданий из ЭБС по русскому языку и культуре речи на сайте библиотеки в разделе #доступноудаленно

В помощь участникам конкурса

Стартовал  VII Всероссийский конкурс "История местного самоуправления моего края".

Деятельность местного самоуправления – это, прежде всего, социальные практики участия в принятии решений, затрагивающие интересы граждан на местном уровне. Конкурс – это шаг по лестнице профессионального развития, возможность построения карьеры. Он дарит новый опыт, новые идеи, желание меняться и расти. «Конкурс «История местного самоуправления моего края» – это площадка для профессионального роста, для развития наших городов и наших поселений, для реализации идей и инициатив», – отмечают организаторы.

Всероссийский конкурс "История местного самоуправления моего края" входит в перечень мероприятий Министерства просвещения РФ, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, по итогам которых абитуриенты могут получать дополнительные баллы при поступлении в вузы на 2022/2023 учебный год.

В конкурсе могут принять участие все желающие в возрасте от 10 до 26 лет. Прием заявок на участие ведется до 25 мая 2023 года.

Подробнее

Научная библиотека ТГПУ  предлагает для подготовки к конкурсу список изданий по краеведению: социально-бытовому устройству, истории самоуправления города Томска и Томской области. Фонд краеведческой литературы собран и хранится в Библиографическом  информационном центре библиотеки.

 

Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы : материалы Второй научно-практической конференции, посвященной 20-летию подготовки государственных и муниципальных служащих в Сибирском федеральном округе. Новосибирск, 16-17 декабря 2011 г. / науч. ред. И. В. Князева. – Новосибирск : Издательство СибАГС, 2012. – 503 с. – ISBN 978-5-8036-0462-4.

 

Гражданское общество и региональное развитие : материалы научно-практической конференции. Томск, 22 апреля 1994 г. / отв. ред. Э. И. Черняк. – Томск : ТГУ, 1994. – 129 с.

 

Дмитриенко, Н. М. В Томске в 1917 году: экскурсионный маршрут / Н. М. Дмитриенко, Э. И. Черняк. – Томск : ТГУ, 2017. – 181 с. – ISBN 978-5-94621-613-5.

 

Дмитриенко, Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко. – Томск : Издательство ТГУ, 2003. – 345 с. – ISBN 575116917.

 

Емельянов, Н. Ф. Город Томск в феодальную эпоху : монография / Н. Ф. Емельянов. – Томск : ТГУ, 1984. – 222 c.

 

Кресс, В. М. Томская область на перекрестке столетий / В. М. Кресс. – Томск, 1999. – 56 c. – ISBN 5-7511-1092-7.

 

Кресс, В. М. Томская область. Начало XXI века / В. М. Кресс. – Томск : Д-Принт, 2002. – 162 с.

 

Очерки истории города Томска (1604-1954) / ред. : С. И. Мурашов, А. И. Данилов, М. Б. Духнин. – Томск : Полиграфиздат, 1954. – 325 с.

 

Попов, И. Е. Как и кого выбирали в Томскую городскую думу / И. Е. Попов. – Томск : Томское книжное издательство, 1959. – 17 c.

 

Студенческие и молодежные общественные объединения в системе высшего образования: аксиология, методология, технологии деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 24-25 апреля 2003 г. / под ред. Т. А. Костюковой. – Томск : Аграф-Пресс, 2003. – 161 с.

 

Томская область : исторический очерк / под. ред. В. П. Зиновьева. – Томск : ТГУ, 1994. – 654 с. – ISBN 5-7511-0709-8

 

Томский парламент: 10 лет областной законодательной власти / гл. ред. Т. Губина [и др.]. – Томск : GalaPress, 2004. – 157 с.

 

Томск. История города от основания до наших дней: 400-летию Томска посвящается / под ред. Н. М. Дмитриенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Томск : ТГПУ, 2004. – 462 с. – ISBN 5-7511-1829-4.

 

Томск советский : материалы городской научно-практической конференции Томского регионального отделения Общероссийского общественного объединения «Российские ученые социалистической ориентации» / под общ. ред. Н. А. Хлыстовой. – Томск : Издательство Института оптики атмосферы СО РАН, 2003. – 235 с. – ISBN 5-94458-018-6.

 

Томску – 375 лет : сборник статей / отв. ред. И. М. Разгон. – Томск : ТГУ, 1979. – 259 с.

 

 

Курс повышения квалификации для преподавателей высшей школы

О способах избегания профессиональных деформаций и выгорания в своем докладе расскажет Людмила Морозова, проректор по образовательной деятельности Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова.ЭБС «Лань» приглашаем преподавателей присоединиться к модулю курса повышения квалификации, который пройдет 15 марта и будет посвящен вопросам коммуникации между участниками образовательного процесса с учетом их психофизиологических особенностей.

Первый спикер этого учебного дня — Татьяна Черниговская, профессор, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, ведущий специалист в области когнитивных наук — психолингвистики, нейропсихологии и нейрофизиологии, в России и за рубежом.

На лекции «Мозг в современном мире» слушатели узнают:
- какие когнитивные опасности поджидают нас в новом времени,
- какие антропологические изменения произошли за последнее время, - какие проблемы ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации,
- какие изменения необходимы образованию в новой ситуации.

С докладом о психологии отношений между поколениями выступит Маргарита Постникова, профессор кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова.

О способах избегания профессиональных деформаций и выгорания в своем докладе расскажет Людмила Морозова, проректор по образовательной деятельности Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова.

Записаться на курс

Чтобы присоединиться к лекции, необходимо зарегистрироваться на курс.
Модуль пройдет 15 марта в 10:00 (мск).
Курс рассчитан по одному модулю в месяц.
Обучение бесплатное.

Юбилей педагога и писателя

Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения известного педагога и писателя, автора знаменитой «Педагогической поэмы», Антона Семеновича МАКАРЕНКО.

 

А.С. Макаренко вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.


В 1988 году Антон Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех выдающихся педагогов мира.

 

Последние годы жизни посвятил литературной деятельности, публицистике и встречам с педагогами. Макаренко активно работал над сценариями будущих фильмов, выступал на радио, встречался с читателями, публиковался, участвовал в научных дискуссиях. Уже известный к тому времени автор «Педагогической поэмы» пишет «Книгу для родителей» (1937) и «Флаги на башнях» (1938), автобиографическую повесть «Честь» (1937–1938), рассказы и очерки, публицистические статьи. За период с 1937 по 1939 гг. Макаренко опубликовал около 60 своих научных работ.

 

На выставке-персоналии читального зала «Истинно народный учитель» представлены издания, отражающие взгляды А.С. Макаренко в области воспитания. Обращение к педагогическим работам автора поможет осмыслить на новом этапе идеи и сущность  творчества,  вклад А.С. Макаренко в становлении гуманистической педагогической мысли.

«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры»

А.С. Макаренко

Изменения в расписании работы библиотеки

7 марта библиотека работает с 9.00 до 18.00

 

8 марта – выходной день

 

Электронные ресурсы доступны на сайте библиотеки независимо от расписания, выходных и праздников

 

Просьба проверить свои доступы к электронным библиотечным системам, при возникновении сложностей с доступом обратиться к специалистам библиотеки.

Учитель русских учителей

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского — известного русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России.

 

Ушинский совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Именно он первым поднял российскую педагогику на истинно научный уровень.

 

К.Д. Ушинский одним из первых стал уделять внимание вопросам нравственного просвещения и воспитания обучающихся, разработал первые хрестоматии и первые учебники для начального обучения детей русскому языку.

 

"Родное слово" Ушинского стало одной из самых распространенных в народной школе книг.  До революции учебник переиздавался 164 раза.  «Детский мир» был признан лучшим учебным пособием для начальных классов.

 

Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Каждый из нас читал его рассказы:  «Четыре желания»,  «Слепая лошадь», «Ласточка», «Как рубашка в поле выросла»… . Его произведения заключают в себе наглядный моральный урок и несут конкретные знания.

 

К.Д. Ушинский писал, что решение посвятить себя педагогике  он принял, когда был приглашен в качестве старшего преподавателя российской словесности и юридических предметов в  Гатчинсий сиротский институт. Именно здесь, по признанию великого педагога,  произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу.

 

В библиотеке института Константин Дмитриевич наткнулся на два старинных опечатанных книжных шкафа. Открыв их, он обнаружил потрясающую коллекцию книг выдающихся европейских педагогов, собранную воспитателем института Е.О. Гугелем. Константин Дмитриевич писал: «Этим двум шкафам я обязан в жизни своей очень многим… От скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем выступил на педагогическое поприще!»

 

Познакомиться  с творческим наследием отечественных педагогов, подобрать литературу для «педагогических шкафов»  помогут выставки-персоналии  «Педагогическая классика для настоящего и будущего» в читальном зале №1.

 

Список электронных изданий из ЭБС о жизни и творчестве К.Д. Ушинского -  в разделе #доступноудаленно

 

Студенты и сотрудники ТГПУ включились во Всероссийскую акцию Общероссийского Профсоюза образования «Читаем Ушинского».

 

Желающих принять участие ждут на абонементе.