Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Путешествие в мир Книги

9 декабря учащиеся третьего класса гимназии «Пеленг» посетили библиотеку  педагогического университета. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир Знаний.

 

Школьники узнали, что такое абонемент и чем он отличается от читального зала, что такое каталог и какую информацию он содержит.

 

Кроме этого ребята побывали в книгохранении вузовской библиотеки и узнали, как расставлены книги.

 

Путешествие включало знакомство с различными отделами библиотеки, каждый из которых представил свои уникальные фонды.

 

В секторе редких и ценных изданий ребята познакомились с выставкой, посвященной Александру Мелентьевичу Волкову, увидели редкие книжные экспонаты.

 

Экскурсия завершилась фотосессией с обаятельным Страшилой -  героем полюбившейся книги А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

 

Из записи в книге отзывов Научной библиотеки им. А.М. Волкова

Спасибо огромное за прекрасную экскурсию! Наши детки еще малы, но вы сумели их заинтересовать, заразить своим энтузиазмом.

И.А. Васильева, учитель гимназии «Пеленг»

Библиотека приглашает на экскурсии всех желающих независимо от возраста!

 

 

Сибирь литературная

8 декабря 2022 года в 11-00 мск состоится Международная научно-практическая конференция «Сибирь литературная: из опыта изучения и сохранения наследия сибирских писателей и поэтов. Культурно-познавательный туризм». Конференция проводится в рамках Международного проекта «Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма».

 

Участники конференции: представители учреждений образования, науки, культуры, музейного сообщества и общественных организаций г. Москвы, регионов Сибири, Дальнего Востока, российские и иностранные студенты: РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Амурского государственного университета, Хакасского государственного университета, Сахалинского государственного университета, Кемеровского государственного университета, Кемеровского государственного института культуры, Томского государственного педагогического университета, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, высших учебных заведений Алтайского края, Республики Алтай и других регионов.

 

Программа конференции включает в себя доклады о сибирских писателях и поэтах: В.Г. Распутине, Е.А. Евтушенко, В.П. Астафьеве, А.М. Волкове, Р.И. Рождественском, В.М. Шукшине, П.П. Ершове.

 

Доклад «Использование цифровых информационных технологий в продвижении творческого наследия Александра Мелентьевича Волкова» представит главный библиотекарь НБ ТГПУ Э.З.  Степаненко.

Программа

 

Подключиться к конференции Zoom:

https://us02web.zoom.us/j/88905997479?pwd=VlBqd1BSWE1xUEg3eitGelE5OUIrQT09pwd=VlBqd1BSWE1xUEg3eitGelE5OUIrQT09

Идентификатор конференции: 889 0599 7479

Код доступа: 98761

Новый выпуск подкаста «Библиомаршрут»

Вышел новый подкаст «Библиомаршрута», посвященный  автору “Волшебника Изумрудного города” и Томскому Учительскому институту.

 

На рубеже веков Томск становится центром образования: в 1888-м открывается первый в азиатской части России Императорский университет, в 1900-м - первый за Уралом инженерный вуз – Технологический институт, а в 1902-м – Учительский институт, опять же – первый за Уралом. О его особой атмосфере  и одном из первых студентов, известном писателе, авторе любимого многими поколениями «Волшебника Изумрудного города», выдающемся математике и педагоге, человеке, который увлеченно учился всю жизнь, Александре Волкове –  в подкасте  «Александр Волков: в поисках волшебных формул жизни».

«Мы благодарим коллег из ТПУ - подкаст создавался в студии звукозаписи вуза, - говорит директор библиотеки Н.А. Семененко. Кстати, в озвучивании подкаста о Томском педагогическом приняла участие главный библиотекарь НБ ТГПУ Эльвира Зуфаровна Степаненко».

До конца 2022 года новые выпуски будут выходить каждые две недели. Нас ждут истории о волшебных учителях, удивительных строителях и медиках на все времена.

 

Разные выпуски подкаста посвящены разным томским университетам. Чтобы не пропустить новые  истории, рекомендуем подписаться!

 

Яндекс.Музыка: https://biblioroute.mave.digital/ 

ВКонтакте: https://vk.com/biblioroute

 

 

Интервью с Евгением Водолазкиным

6 декабря в 16:00 на портале КУЛЬТУРА.РФ состоится публичное интервью с Евгением Водолазкиным.

 

Евгений Германович Водолазкин — российский писатель и литературовед, главный редактор альманаха «Текст и традиция», доктор филологических наук, лауреат литературных премий «Большая книга», «Ясная поляна» и премии Александра Солженицына.

 

На встрече автор расскажет об основных темах своего творчества и раскроет писательский замысел романа «Чагин». Расскажет о том, что роднит новую книгу с предыдущими его романами и каким образом память может быть персонифицирована в образе человека.

 

Встречу проведёт Елена Шубина, российский литературовед, редактор и руководитель «Редакции Елены Шубиной» издательства «АСТ».

 

Художественный мир Водолазкина

 

Информация доступна пользователям, зарегистрированным в электронных библиотечных системах

Чудеса прикладного искусства

В рамках городского методического объединения педагогов декоративно-прикладного творчества в библиотеке состоялся методический  семинар "Применение техник декоративно-прикладного творчества при изготовлении тематических изделии".

 

Организатором мероприятия выступила преподаватель технолого-экономического факультета ТГПУ, методист СП «Наша гавань» МАОУ СОШ №16 г.Томска Н.Г. Самолюк. В организации мастер-классов по декорированию новогодних игрушек в технике бисеронизания,  созданию украшений из помпонов приняли участие учителя дополнительного образования школ г. Томска  А.И. Девянина (МБОУ ООШ №39), С.С. Вечканова (МАОУ СОШ №16 ).

 

Специально для участников семинара главным библиотекарем Э.З. Степаненко был подготовлен блок  “Чудеса прикладного искусства” в рамках выставки-просмотра "Год культурного наследия России–2022". На выставке представлен широкий спектр литературы по прикладному искусству,  в том числе и по бисероплетению.

 

1.    Колокольцова, С. Бисерное рукоделие / С. Колокольцова  // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11. – С. 122-123.
2.    Крылова, Е. А.Поделки из бисера : руководство / Е. А. Крылова. – Москва : Астрель, 2012. – 30 с.
3.    Кузнецова, И. Н. От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребенка / И. Н. Кузнецова // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – № 12. – С. 13-17.
4.    Петрунькина, А. Фенечки из бисера / А. Петрунькина. – Санкт-Петербург : Кристалл, 1998. – 190 с.
5.    Рахманова, О.О. Работа с бисером в старших классах / О.О. Рахманова / Школа и производство. – 2012. – № 5. – С. 28.

С выставкой можно ознакомиться в читальном зале №1 НБ ТГПУ.
Приятного чтения!

Международная акция

2 декабря в 11.30 в Научной библиотеке им. А.М. Волкова (ул. Герцена, 66) откроется площадка для проведения Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны». Написать проверочную работу  приглашаются все желающие. Участникам будет предложено ответить на 40 вопросов, охватывающих различные события времен войны. По результатам Теста участники получат сертификаты.

«Мы обязаны знать свою историю и чтить память тех, кто защитил Родину, как защищают ее сейчас настоящие Герои» — отметил председатель Молодежного парламента при Государственной Думе Дмитрий Шатунов.

Акция реализуется Молодежным парламентом при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках проекта «Большая История»

 

Подготовиться к Тесту  поможет список литературы  «Великая Отечественная война» в рубрике  #доступноудаленно на сайте НБ ТГПУ

Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности

С 1 по 15 декабря пройдет пятый ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, который организует Банк России совместно с Агентством стратегических инициатив.

 

Любой желающий, начиная со школьников младших классов, сможет принять участие в зачете и проверить, насколько хорошо он ориентируется в финансовых вопросах. Помимо личного зачета, в этом году впервые есть возможность собраться семьей и пройти семейный зачет всем вместе.

 

В зачете есть два уровня сложности. Базовый – для тех, кто хочет быть уверен, что правильно понимает основы грамотного финансового поведения и только начинает разбираться в финансах. Продвинутый – для тех, кто готов к сложным вопросам и имеет опыт использования разных финансовых продуктов и услуг.

 

Участие в зачете позволит понять, достаточно ли у вас знаний и навыков, чтобы принимать правильные финансовые решения, защитить себя от мошенников, обезопасить личную финансовую информацию в интернете. Тем, кто успешно пройдет зачет, будет выдан именной сертификат. Все участники зачета получат анализ вопросов, по которым дали неправильные ответы, с рекомендацией дополнительных обучающих материалов, которые помогут устранить пробелы в знаниях.

 

Прохождение личного зачета займет не более 30 минут, а семейного - не более 1 часа. Пройти зачет можно несколько раз – количество попыток не ограничено.

 

Подробности и регистрация доступны на сайте проекта finzachet.ru.

 

 

26 ноября - Всемирный день информации

Информация – одна из главных ценностей в современном мире. Все знают знаменитую фразу: «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

 

Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

 

 Издательский дом "Народное образование" https://narodnoe.org / предлагает  материалы в открытом доступе по данной теме.

 

Якушина,  Е. А. «Внутренний фильтр» как средство информационной защиты / Е. А.  Якушина // Народное образование.  – 2015. – №7. – С. 215-219. – URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2015-7/vnutrenniiy-filtr-kak-sredstvo-informacionnoiy-zashiti

Жизнь в мире, перегруженном потоками информации. Необходимые условия для защиты от негативной и вредной информации.

 

Курганский, С. Алгоритмы обеспечения информационной безопасности детей / С. Курганский // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 10. – С. 101-125. – URL: https://narodnoe.org/journals/vospitatelnaya-rabota-v-shkole/2014-10/algoritmi-obespecheniya-informacionnoiy-bezopasnosti-deteiy

Чрезмерное увлечение детей Интернетом опасно. Цель статьи — дать необходимый практический материал для обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от пропаганды насилия, жестокости, самоубийств, порнографии и педофилии.

 

Краплин, С. А. Аттестация педагогов с применением информационных технологий / С. А. Краплин // Управление образованием. – 2016. – № 1. – С. 62-65. – URL:   https://narodnoe.org/journals/upravlenie-obrazovaniem/2016-1/attestaciya-pedagogov-s-primeneniem-informacionnih-tehnologiiy

В статье описывается механизм применения информационных технологии при аттестации педагогов, а также оценка эффективности и возможностей  использования информационных технологий в рамках такой деятельности.

 

Горбунова, О. В. Веб-квест в педагогике, или Как обучить работе с информацией / О. В. Горбунова, Н. С. Кузьминова // Народное образование. –  2013. – № 6. – С. 242-249. – URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2013-6/veb-kvest-v-pedagogike-ili-kak-obuchit-rabote-s-informacieiy

Веб-квесты используют пространство глобальной сети в образовательных целях, в целях повышения мотивации к обучению, приобщения к современным технологиям, использования возможностей Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. Основу веб-квестов составляет проектная методика.

 

Шмакова, Е. Г. Виды информации в учебном процессе / Е. Г. Шмакова // Педагогические технологии. – 2009. – №1. – С. 37-47. – URL: https://narodnoe.org/journals/pedagogicheskie-tehnologii/2009-1/vidi-informacii-v-uchebnom-processe-

Обучение сложный процесс, основа которого умение работать с разными источниками и видами информации. Поэтому изучение закономерностей процесса учения неотделимо от изучения особенностей информационных процессов в образовании.

 

Ершов, Д. Информационная безопасность личности как цель социально-педагогической деятельности / Д. Ершов //  Социальная педагогика. – 2009. – №2. – С.123-128. – URL:  https://narodnoe.org/journals/socialnaya-pedagogika/2009-2/informacionnaya-bezopasnost-lichnosti-kak-cel-socialno-pedagogicheskoiy-deyatelnosti

Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разно–образной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает актуализацию проблемы информационной безопасности.

 

Бочаров, М. Информационная безопасность младшего школьника / М. Бочаров // Школьное планирование. – 2012. – № 1. – С. 114-126. – URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnoe-planirovanie/2012-1/informacionnaya-bezopasnost-mladshego-shkolnika

Современный мир таит в себе большое количество информационных угроз, в том числе психике ребёнка. Как обучить учащихся младших классов защите от информационных угроз?

 

Все ранее открытые статьи в свободном доступе Издательского дома "Народное образование", можно посмотреть здесь.

Все новости сайта ИД "Народное образование" – https://narodnoe.org/news

 

Как найти нужную книгу и не только

23 ноября Научная библиотека им. А.М. Волкова гостеприимно встретила иностранных студентов ТГПУ в сопровождении преподавателя кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ  Е.А.Серебренниковой.

 

Это уже не первая встреча иностранных студентов с Научной библиотекой, но в таком  формате впервые. Студенты познакомились с сотрудниками библиотеки,  побывали в книгохранении и открыли для себя много интересного.

 

Директор библиотеки Н.А. Семененко  познакомила с интересными фактами в истории библиотеки, отметившей  в этом году 120-летний юбилей.

На абонементе к встрече была подготовлена выставка-просмотр книг в помощь иностранным студентам для изучения русского языка:  методические рекомендации,  практические задания, словари, художественная литература, в том числе книги-билингвы.

 

Сотрудники читального зала  рассказали о возможности самостоятельной работы с периодическими изданиями по профилю факультета и  с электронными ресурсами при написании курсовых, дипломных работ.

 

Заведующая Библиографическим информационным центром М.П. Бетмакаева познакомила с фондом отдела и книжными выставками по краеведению, обратила особое внимание на важность библиографической работы студентов.

 

В фонде редких и ценных изданий гостям были представлены книги, уникальные по  полиграфическим характеристикам: самое большое и самое маленькое издание, подарочные издания на рисовой бумаге,  машинописные альманахи прошлого века.

 

Экскурсия получилась интересной, познавательной, студенты задавали вопросы  о работе библиотеки, о книгах и о судьбах педагогов, писателей – выпускников вуза.

 

В конце встречи студенты написали отзывы, в которых выразили слова благодарности и восхищения:

 

  «Я часто прихожу в библиотеку, общаюсь с сотрудниками, которые всегда вежливы и  помогают в научной работе…»  (Музаффар Лиесов, ИФФ)

  «Мне очень понравилось.  Я узнала о писателе А.М. Волкове. Очень благодарна сотрудникам библиотеки за такую необычную экскурсию, буду рада еще раз прийти сюда» (Алдынай Донгак, ТЭФ)

  «Я узнал про томских ученых и писателей. Просто приходите в библиотеку и сами увидите…» (Алишер Касимов, ФМФ)

 

Каждый из участников экскурсии получил на память книжный трекер –  лист с образом книжных полок. Осталось только записать на корешках названия книг, которые будут прочитаны в следующем году.

Приглашаем на экскурсии всех заинтересованных читателей.

Заявки принимаются по телефону 31-12-71.

К 60-летию со дня рождения В. Пелевина

Виктора Пелевина можно по праву назвать самой загадочной и таинственной личностью в отечественной литературе. Каждая книга Пелевина уникальна. В основе его творчества лежит сочетание философии буддизма, социальной сатиры и яркого описания жизни самых обычных людей. Мы предлагаем Вам познакомиться с классиком русской постмодернистской литературы.

Писатель Виктор Пелевин