Новинки

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Жуковский, В. А. Звезда любви : [стихотворения, баллады] / В. А. Жуковский. — Москва : Комсомольская правда : НексМедиа, 2013. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 74).

Творчество Василия Андреевича Жуковского открыло новую страницу в истории русской литературы — эпоху романтизма. Язык поэзии Жуковского, искренний, необыкновенно музыкальный и лишенный громоздкости патетических оборотов, повлиял на становление всей отечественной словесности XIX столетия.

 

 

Лермонтов, М. Ю. Солнце осени : [стихотворения] / М. Ю. Лермонтов. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2011. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 8).

Никогда прежде до Михаила Лермонтова не обозначались столь выпукло в русской литературе темы одиночества и гордыни. Гений поэта заключается в этой страшной силе личной неприкаянности, сосредоточенности на самом себе, в почти пугающей способности переживать уныние и отчаяние. Он обращен к разладу жизни, хотя и питается воспоминанием о былой гармонии. Другая его черта — умение переступать за границы привычного порядка и открывать запредельную, неземную сторону жизненных отношений. Такой диссонанс и определяет драматизм творчества самого яркого русского романтика.

 

Сологуб, Ф. К. Тайна жизни : [стихотворения] / Ф. К. Сологуб. — Москва : Комсомольская правда : НексМедиа, 2013. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 82).

Федор Сологуб — яркий представитель поэзии символизма, писатель, переводчик и драматург. Чутко восприняв эстетику европейского декаданса, он привнес ее в свое творчество.

 
 

 

Черный, С. Горький мед : [стихотворения] / С. Черный. — Москва : Комсомольская правда : НексМедиа, 2013. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 64).

Саша Черный — один. И в этом—то заключается прелесть его оригинальной личности. В книгу вошли сатирические и лирические стихотворения русского поэта, настоящее имя которого Александр Глинберг.

 

 

 

Маяковский, В. В. Про это : [стихотворения, поэмы] / В. В. Маяковский. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2011. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 12).

Глашатай перемен Владимир Маяковский разит читателя своей откровенностью. Резкий, непримиримый, не дающий погрузиться в сомнения, он постоянно готов вступить в бой. Его строки сродни острым углам, которые неизбежно заденут зазевавшегося и простодушного. Но нередко за внешней грубостью таится большое раненое чувство, а в ритме стихов слышно биение взволнованного сердца. История превратила Маяковского в бронзовый памятник. Однако поэзия сильнее металла. Она способна расплавить грубый материал: ее звуки чище, вернее и искреннее.

 

Байрон, Дж. Г. Прометей : [стихотворения : перевод с английского] / Дж. Г. Байрон. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2012. — 236 с. — (Великие поэты ; вып. 4).

Немногим из поэтов выпадает доля прослыть главной фигурой поколения. Еще меньше тех, с чьим именем связывают литературный стиль и кого называют героем времени. Джордж Гордон Байрон, точно молния, пронзил романтическую эпоху. Английский поэт ввел в моду чувства хандры и одиночества наравне с желанием бунта и презрением к общему мнению. Его поэзия, полная тревожных предчувствий, скепсиса и протеста, была воспринята на русской почве как манифест гордой личности.

 

Гете, И. В. Лесной царь : [перевод с немецкого] / И. В. Гете. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2012. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 26).

Иоганн Вольфганг Гёте — самый известный немецкий поэт, гений идеальной красоты и универсального творческого порядка. Его стремление к предельной ясности и гармонии уравновешивало все драматические ноты, поневоле раздающиеся в жизненном потоке. Создатель «Страданий юного Вертера» и «Фауста», он знал и силу эмоционального протеста, и глубину философских исканий. Пережив эпоху Наполеона, Гёте открыл для себя совершенство сдержанности и классической отточенности формы. Это обеспечило ему восхищенные отклики разных поколений читателей.

 

Петрарка, Ф. Сонеты к Лауре / Ф. Петрарка. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2012. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 11).

Франческо Петрарка — величайший итальянский поэт эпохи Возрождения. Его сонеты принадлежат к сокровищам европейской литературы. Вдохновленный любовью и мудростью, он на века запечатлел образ мадонны Лауры. Вместе с ним Петрарка опоэтизировал красоту человека и силу ума. Изощренный в мастерстве, он искал гармонию между сложностью смыслов и простотой формы, в которую воплощена сама изменчивая жизнь. Чуткий к земным радостям, Петрарка сомневался в их высшей ценности и искал небесный идеал. Позднее романтики сполна оценили его усилия. Имя Петрарки осталось в истории как символ певца красоты.

 

Шекспир, У. Сонеты : [перевод с английского] / У. Шекспир. — Москва ; Санкт—Петербург : Комсомольская правда : Амфора, 2011. — 238 с. — (Великие поэты ; вып. 2).

Английская литература славится многими именами. Но есть одно, ставшее ее символом. Это Уильям Шекспир. Загадочный поэт и драматург, о котором споры не утихают и поныне, обладал невероятным даром проникать в самую суть человеческих страстей. Он находил для каждой мысли особый образ, как и для чувств — наилучший художественный оборот. Творчество Шекспира бесконечно свободно от оков условностей и одновременно преисполнено внутренней гармонии. Оно словно зеркало огромного мира, в котором отражается многосложность и полноценность драматичной жизни. Таковы и его сонеты, славящие дружбу и любовь.

 

Юденкова, Т. В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы : мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века : [монография] / Т. В. Юденкова. — Москва : БуксМАрт, 2015. — 527 с.

В данном издании глубоко проанализировано знаменитое собрание Третьяковской галереи на этапе его формирования, то есть при жизни основателей — Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. Собрание отразило многие важные интенции эпохи. В монографии представлен комплексный анализ истории музея в контексте общественно—политических, эстетических и нравственных идей, отражающих насущные запросы русского общества второй половины XIX века. Материалы из монографии могут быть использованы при составлении лекционных и специальных курсов в учебных заведениях и музеях. Книга адресована специалистам—гуманитариям, а также широкому кругу любителей искусства.

 

Диего Родригес де Сильва Веласкес, 1599—1660 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2009. — 48 с. : ил. . — (Великие художники ; Т. 10).

Очередной альбом коллекции посвящён крупнейшему представителю испанского барокко Диего Родригес де Сильва Веласкесу (1599—1660). Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

 

Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 : [альбом] / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 46).

Значение творчества Алексея Венецианова для русского искусства чрезвычайно велико. Он стал одним из первых русских художников, представивших в своих полотнах жизнь крестьян и их образы, преисполненные душевного благородства, красоты и большого человеческого достоинства. Мастер своей неутомимой художественной и просветительской деятельностью не только утвердил бытовой жанр в качестве равноправной и важной области отечественного искусства, но и создал новую для своего времени школу живописи, воспитав в ней более семидесяти художников — выходцев из крестьян, в творчестве которых главным стало отражение образов родной земли.

 

Михаил Александрович Врубель, 1856—1910 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 33).

Михаил Александрович Врубель (1856—1910) — наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике. Творчество Михаила Врубеля — одно из самых загадочных и гениальных явлений отечественного искусства XIX века. Удивительная декоративность, неповторимые трагические и героические образы, а также мистическая атмосфера произведений выделяют этого уникального мастера из всей плеяды талантливых русских живописцев. Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого—то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства.

 

Николай Николаевич Ге, 1831—1894 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста В. Баева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 35).

Николай Николаевич Ге (1831—1894) — выдающийся русский художник, внесший огромный вклад в развитие реалистической живописи, а также портретного и пейзажного жанров. Картины мастера созданы с удивительной искренностью, в дивной цветовой гамме и пронизаны глубокой духовностью. «По моему мнению, это был один из великих художников, делающих эпоху в искусстве» — так писал о своём друге писатель Лев Толстой.

 

Поль Гоген, 1848—1903 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста М. Гордеева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2009. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 8).

Один из главных представителей постимпрессионизма, французский художник Поль Гоген (1844—1903), завёл моду на дауншифтинг (бегство от цивилизации) задолго до того, как появился этот термин. Для современных «беглецов из мегаполисов» Гоген — фигура культовая, а его картина «Не работай» — почти икона. В своих декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, художник создал поэтический мир гармонии человека и природы.

 

Гойя—и—Лусиентес Франциско Хосе де, 1746 — 1828 / [авт. текста М. Гордеева ; гл. ред. А. Барагамян]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 24).

С именем великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойи—и—Лусиентеса (1746—1828) связано становление искусства Нового времени. Его творчество оказало огромное воздействие на мировую культуру XIX—XX веков не только в живописи и графике, но и в литературе, драматургии, театре и кино. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара.

 

Игорь Эммануилович Грабарь, 1871—1960 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа [и др.], 2010. — 48 с. : ил. — (Великие художники ; Т. 63).

Игорь Грабарь — выдающийся русский живописец, крупный ученый в области теории и истории изобразительного искусства, а также архитектуры, внесший значительный вклад в сохранение и развитие художественной отечественной культуры. Творчество мастера, экспериментировавшего с исканиями импрессионистов, имеет большое значение для всей русской живописи.

 

Леонардо да Винчи / сост. В. А. Совинин. — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 38, [1] с. : ил., цв. ил. — (Великие художники мира).

Вклад Леонардо да Винчи в мировую художественную культуру поистине неоценим, ведь даже в яркой череде гениев, которых подарила человечеству эпоха Возрождения, его личность, без сомнения, выделяется. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающим его миром, стремился познать тайны, разобраться в устройстве. Кто—то называл его гением, кто—то – сверхчеловеком. Масштабы научной деятельности великого художника и значимость сделанных им открытий потрясают умы человечества до сих пор.

 

Анри Матисс, 1869—1954 : [альбом] / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста Д. Перова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 45).

Анри Матисс работал в разных жанрах и видах искусства, используя разнообразные техники. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и цветовых масс, служили главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм, праздничность окружающего мира и радость бытия.

 

Клод Моне / сост. А. А. Бобкова. — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 40 с. — (Великие художники мира).

Клод Оскар Моне – великий французский живописец, один из основателей школы импрессионизма. На его полотнах мир предстает пред нами как поток света, бесконечный, ни на секунду не останавливающий своего движения, вечно изменчивый – в зависимости от времени дня, погоды, сезона. В своих работах мастер пытался остановить мгновение и передать всю красоту окружающего мира. По словам знаменитого художественного критика Гюстава Жеффруа, творчество Моне «не похоже ни на какое другое на протяжении всей истории живописи», это «одновременно откровение и поэма, открывающее целый мир, доселе не видимый никем».

 

Феофан Грек, 1340—1410 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста О. Айларова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. : ил., цв. ил. — (Великие художники ; Т. 37).

Феофан Грек (1340—1410) — величайший византийский живописец средневековья. Для истории древнерусского искусства личность Феофана имеет огромное значение. Все известные произведения мастера были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более 30 лет. Художник познакомил русский народ с выдающимися достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в то время один из последних взлётов.

 

Марк Шагал, 1887—1985 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста С. Королева]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. : ил., цв. ил. — (Великие художники ; Т. 44).

Марк Шагал — график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусств, выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда XX века, который сумел органически соединить в своем творчестве древние традиции иудейской культуры с остросовременными тенденциями.

 

Эль Греко, 1541—1614 / [гл. ред. А. Барагамян ; авт. текста Д. Перова]. — Москва : Директ—Медиа : Комсомольская правда, 2010. — 48 с. — (Великие художники ; Т. 47).

Эль Греко (Доменико Теотокопули) — великий испанский живописец, архитектор и скульптор. В биографии мастера множество загадок, немало их и в его искусстве, наполненном мистикой, напряжением, религиозным исступлением. Спустя почти три столетия чрезвычайно эмоциональные произведения Эль Греко оказались близки немецким экспрессионистам, а также основателю кубизма Пабло Пикассо.

Конкорданс к стихотворениям М. Кузмина. Т. 4 : Ха — Ящик / [сост. А. В. Гик] ; Российская академия наук (РАН), Институт русского языка (ИРЯ РАН). — Москва : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. — 373 с. — (Studia poetica).

Четвертый том «Конкорданса к стихам М. Кузмина» включает в себя около пяти тысяч заголовочных слов. Основной единицей Конкорданса являются лексемы, используемые в поэтических произведениях М. Кузмина. В необходимых случаях заголовочные слова сопровождаются пометами и кратким комментарием. Самостоятельную ценность имеет ряд приложений. В книге впервые представлены Метрический справочник к стихотворениям поэта, Словарь рифм и Частотный словарь. Для исследователей языка М. Кузмина, специалистов по Серебряному веку, лингвистов и литературоведов.

 

Касаткина, Т. А. Священное в повседневном : двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского / Т. А. Касаткина ; Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ). — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 521 с.

Книга посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф. М. Достоевского, анализу структуры образа и ее функций в его текстах. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и — главное — конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры. Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе.

 

Терехина, В. Н. "За струнной изгородью лиры..." : научная биография Игоря Северянина / В. Н. Терехина, Н. И. Шубникова—Гусева ; Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ). — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 573 с.

Жизнь и творчество Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева) — одного из символов Серебряного века русской поэзии, до сих пор недостаточно изучено. Представленный труд выполнен в рамках академической программы Отделения историко—филологических наук РАН и впервые воссоздает основанную на архивных источниках научную биографию поэта. Монография состоит из четырех частей соответственно четырем периодам творческого пути поэта, содержит более семидесяти иллюстраций. В Приложении к тексту впервые воспроизводится рукописная книга Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (I935).

 

Алексей Михайлович Ремизов : библиография (1902 — 2013) / Российская академия наук (РАН), Институт русской литературы (ИРЛИ), (Пушкинский Дом) ; авт.—сост. : Е. Обатнина, Е. Вахненко. — Санкт—Петербург : Пушкинский Дом, 2016. — 832 с.

A. M. Ремизов (1877—1957) — один из ярких представителей культуры модернизма — стал ключевой фигурой в истории русской литературы ХХ века. Его творческое наследие, созданное в России, a затем в эмиграции — в Германии и Франции, — известное в переводах на иностранные языки, представляет собой неотъемлемую часть как русской, так и западноевропейской культуры. Настоящее справочно—информационное издание является первым в отечественной и зарубежной филологии опытом библиографического указателя, в котором объединены две задачи: научная репрезентация уникального творческого наследия Ремизова, доступного в печатных источниках на русском и иностранных языках, и роспись русской и зарубежной литературы, посвященной личности и деятельности писателя во всем разнообразии приложения его таланта. Библиографические описания прижизненных печатных изданий сопровождаются воспроизведением обложек редких книг. Справочник содержит также приложение «Ремизов и его книга», в котором воспроизведены и прокомментированы инскрипты писателя на личных экземплярах его книг, раскрывающие историю создания и публикации отдельных произведений в контексте творческой биографии писателя, а также историю бытования книг в его личной библиотеке.

 

Сергей Есенин и искусство : сборник научных трудов / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) [и др.] ; ред. Т. К. Савченко [и др.]. — Москва ; Константиново ; Рязань : ИМЛИ РАН, 2014. — 574 с.

Сборник научных трудов «Сергей Есенин и искусство», продолжающий серию «Есенин в XXI веке», подготовлен по итогам Международной научной конференции, посвященной 118 — й годовщине со дня рождения С. А. Есенина и проходившей в 2013 г. в Институте мировой литературы имени А. М. Горького РАН (г. Москва), Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина, Государственном музее — заповеднике С. А. Есенина (с. Константиново Рязанской области). В сборнике рассматриваются проблемы, связанные с анализом взаимосвязей творчества Есенина и искусства: эстетическая концепция поэта, искусство поэтического слова, идеи синтеза искусств в его творчестве, Есенин и изобразительное искусство, Есенин и театр, Есенин в массовой культуре и Интернете и др. Сборник адресован преподавателям вузов и школ, студентам и аспирантам филологических факультетов, а также широкому кругу читателей. Он будет полезен и исследователям русской литературы ХХ в., специалистам, занимающимся изучением творчества С. А. Есенина и взаимосвязям литературы и искусства.

 

Творчество В. В. Маяковского : текст и биография. Слово и изображение. Вып. 3 / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; сост., отв. ред. В. Н. Терехина. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 598 с.

Данный выпуск подготовлен на основе докладов ученых Москвы, Санкт—Петербурга, Тамбова, Твери, а также Бразилии, Германии, Италии, Польши, США, Украины, Франции, Японии на международной научной конференции «Маяковский и его время» (ИМЛИ РАН, 2013). B центре внимания — творческая биография Маяковского, текстологии и особенности поэтического языка его произведений, их восприятия в иной социокультурной среде. Впервые выделен особый раздел, посвященный взаимосвязи литературы и искусства русского авангарда, книжно—плакатному творчеству Маяковского. Книга завершается публикацией воспоминаний, писем, архивных документов.

 

Круги времен : в память Елены Константиновны Ромодановской Т. 1 : Избранное. Отклики / Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение (СО), Институт филологии (ИФЛ) ; отв. ред. : В. А. Ромодановская, И. В. Силантьев, Л. В. Титова. — Москва : Индрик, 2015. — 870 с.

В первом томе представлены избранные научные статьи известного филолога, члена—корреспондента РАН Елены Константиновны Ромодановской. Статьи сгруппированы тематически и заново отредактированы. Их дополняют публикация лекции Е. К. Ромодановской о русском театре XVII B. и несколько откликов на труды ученого. Книга рассчитана на филологов и историков, а также на всех интересующихся русской литературой.

 

Постижение Запада. Иностранная культура в советской литературе, искусстве и теории. 1917—1941 гг. : исследования и архивные материалы : коллективная монография / Российская академия наук (РАН) ; Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; отв. ред. Е. Д. Гальцова. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 871 с.

Коллективная монография посвящена изучению культурных взаимодействий между СССР и странами Европы и США. Наряду с исследовательскими главами в ней представлены публикации рукописей (Р. Роллан, А. Мальро, П. Паскаль и др.) и малоизвестных материалов, а также сценическая композиция И. Аксенова — П. Клоделя «Тиара века». Книга предназначена для специалистов — литературоведов, искусствоведов, историков, а также для широкого круга читателей.

 

Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 33 : сборник статей / Российская академия наук (РАН), Отделение историко—филологических наук (ОИФН) ; отв. ред. Н. Н. Смирнов. — Санкт—Петербург : Дмитрий Буланин, 2015. — 574, [1] с. : ил.

В состав сборника включены статьи, в которых представлены историографические, источниковедческие результаты исследований разнообразных памятников письменности и культуры от X до ХХ в. включительно. Тематика статей отражает многие малоизученные вопросы источников по истории Средневековой Руси, западноевропейского Средневековья, Нового времени. В сборнике представлены статьи по генеалогии, дипломатике, кодикологии, истории редкой книги. В сборнике публикуются также материалы из собрания Архива Санкт—Петербургского института истории РАН по истории Древней Руси и блокады Ленинграда во время Второй мировой войны.

 

Киняпина, Н. С. Избранные труды по истории России XIX века / Н. С. Киняпина ; Республики Северная Осетия — Алания (РСО—А), Институт истории и археологии (ИИА) ; [сост. и вступ. ст. Н. П. Страховой ; отв. ред. Р. С. Бзаров]. — Москва : СЕМ, 2015. — 446 с.

Сборник избранных трудов выдающегося русского историка, профессора Московского государственного университета Н. С. Киняпиной включает работы, посвященные актуальным проблемам истории внешней и внутренней политики Российского государства в XIX в. Вошедшие в книгу тексты отличаются фундаментальным научным содержанием и могут служить образом жанровой формы и терминологической точности.

 

Базарова, Т. А. Русские дипломаты при османском дворе : статейные списки П. П. Шафирова и М. Б. Шереметева 1711 и 1712 гг. : исследование и тексты / Т. А. Базарова ; Российская академия наук (РАН), Санкт—Петербургский институт истории (СПбИИ). — Санкт—Петербург : Историческая иллюстрация, 2015. — 863 с.

Настоящее издание вводит в широкий научный оборот главные отчетные документы чрезвычайных и полномочных послов в Стамбуле П.П. Шафирова и М.Б. Шереметева — статейные списки. Они содержат сведения не только о переговорах русских послов с представителями Порты в 1711—1712 гг., но и об установлении и развитии контактов с европейским дипломатическим корпусом, создании сети информаторов и агентов в Стамбуле. Публикация документов предваряется исследованием, посвященным русско—турецким мирным переговорам, а также быту и повседневной жизни петровских послов в столице Османской империи.

 

Смилянская, Е. Б. Греческие острова Екатерины II. Опыты имперской политики России в Средиземноморье : [монография] / Е. Б. Смилянская ; НИУ ВШЭ. — Москва : Индрик, 2015. — 423 с.

Монография профессора НИУ Высшая школа экономики Е.Б. Смилянской посвящена исследованию российского присутствия на греческих островах в 1770—е годы. На основании новонайденных архивных документов и материалов полевых исследований в Греции в 2009—2015 гг. автор анализирует опыты государственного строительства на отторгнутых у Османской империи островах Эгейского моря, исследует социокультурную и политическую жизнь островов, вступивших в подданство Екатерины II, инфраструктуру и повседневную жизнь российской военной базы на острове Парос.

 

Переписка И. С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина (1848—1876) / Российская академия наук (РАН), Институт русской литературы (ИРЛИ), (Пушкинский Дом) ; изд. подгот. : Т. Ф. Пирожкова [и др.]. — Санкт—Петербург : Пушкинский Дом, 2016. — 707 с.

B очередном выпуске «Славянофильского архива» представлена переписка И. С. Аксакова и Ю. Ф. Caмарина, выдающихся общественных деятелей, сыгравших огромную роль в социально—политической и духовной жизни России XIX в. Все письма воспроизводятся по автографам, без купюр и сопровождаются обстоятельными комментариями, которые знакомят читателей с жизнью и творчеством корреспондентов в широком контексте социальных и культурных исканий русского общества 1840—1870—х гг., с судьбами славянофильства в пореформенное время.

 

Граф Н. П. Игнатьев и Православный Восток : документы, переписка, воспоминания / Н. П. Игнатьев ; изд. подгот. О.В. Анисимов, К.А. Вах ; от. ред. П. В. Стегний. — Москва : Индрик, 2015. — Т. 1. : Записки о русской политике на Востоке. 1864—1887 гг. — 840 c.

Издание посвящено дипломатической деятельности Н.П. Игнатьева в Константинополе (1864 — 1877) и шире — проблематике и взаимоотношениям России с Православным Востоком в период царствования Александра II. Основой документального собрания стали мемуары и дипломатические записки российского посланника (с 1869 г. посла) в Константинополе графа Н.П. Игнатьева. Оригинальный текст «Записки за 1864—1874 гг.», написанный по французски, публикуется в новом переводе, выполненном специально для этой книги. Издание сопровождается научными статьями и комментарием.

 

Россия и Христианский Восток в документах Государственного архива Российской Федерации (XIX—XX вв.) : аннотированный указатель дел и документов / Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ; [отв. ред. О. Н. Копылова ; сост. Б. Ф. Додонов [и др.]. — Москва : Индрик, 2015. — 887 с.

Справочник характеризует состав и содержание документов Государственного архива Российской Федерации по истории взаимоотношений России и Христианского Востока на протяжении двух столетий. Справочник представляет собой аннотированное описание дел и документов фондов Н. П. Игнатьева, Б. П. Мансурова. Т. И. Филиппова, императора Николая II, Совета по делам религий при Совете Министров СССР и некоторых других. Книга позволяет читателю получить полное представление о сохранившихся в ГА РФ документах и материалах по названной проблеме.

 

Никольский, Б. В. Дневник. 1896 — 1918 / Б. В. Никольский ; Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) ; изд. подгот. : Д. Н. Шилов и Ю. А. Кузьмин. — Санкт—Петербург : Дмитрий Буланин, 2015. — 705 с.

Борис Владимирович Никольский (1870—1919) — активный общественно—политический деятель и мыслитель консервативного направления. В дневнике можно найти историко—культурные и бытовые подробности жизни профессорско—преподавательской среды той эпохи, размышления автора на внутри — и внешнеполитические, научные, культурные, нравственно—этические темы. Дневник Б. В. Никольского будет интересен и полезен как историкам, юристам, социологам, ученым других гуманитарных специальностей, так и широкому кругу читателей, интересующихся этим сложным и многообразным периодом в жизни нашего Отечества.

Попова, И. Л. Историческая поэтика в теоретическом освещении / И. Л. Попова ; Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ). — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 262 с.

Книга посвящена исторической поэтике, ее месту и значению в истории идей и в актуальной теории. В этой книге идеи и методы исторической поэтики рассматриваются в проблемном поле русской и европейской теории.

  

 

Красильников, Р. Л. Танатологические мотивы в художественной литературе : введение в литературоведческую танатологию : [монография] / Р. Л. Красильников. — Москва : Языки славянской культуры, 2015. — 487 с.

Монография представляет собой комплексное исследование функционирования танатологических мотивов в художественной литературе. Опираясь на богатые традиции изучения проблемы смерти в гуманитарной танатологии и литературоведении, автор выделяет специфическую область знания — литературоведческую танатологию, призванную выявлять и систематизировать танатологические элементы в литературе.

Книга адресована филологам, философам, культурологам и всем, кто интересуется вопросами литературоведения и гуманитарной танатологии.

 

Древняя Русь : пространство книжного слова : историко—филологические исследования / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; [отв. ред. В. М. Кириллин]. — Москва : Языки славянской культуры, 2015. — 517 с.

Книга содержит научные статьи, посвященные древнерусской истории, словесности, музыкальной культуре, а также современному восприятию интерпретации древнерусских реалий. Основу сборника составили труды сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А. М. Горького РАН и их коллег из других учебных и исследовательских учреждений. Все публикации сопровождаются аннотациями и отражающими их содержание ключевыми словами на русском и английском языках.

Книга адресована, прежде всего, подготовленным читателям: ученым—медиевистам, преподавателям, аспирантам, студентам. Но будет интересна и тем, кто небезразличен к средневековой Руси.

 

Русская литература в зеркалах мировой культуры : рецепция, переводы, интерпретации / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; ред.—сост. : М. Ф. Надъярных, В. В. Полонский ; отв. ред. А. Б. Куделин. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 972 с.

Предлагаемая вниманию читателя книга — коллективное междисциплинарное исследование русской литературы как важного фактора межкультурных взаимодействий, объекта восприятия, переводов, интерпретации и адаптации в словесности, философии, музыке, иных видах искусства разных национальных традиций: европейских, азиатских, американских.

Книга рассчитана на филологов, историков, искусствоведов, философов, социологов, культурологов и широкий круг читателей — гуманитариев, интересующихся соответствующей проблематикой.

 

Литературный процесс в Германии первой половины XX века = Literaturprozesse in Deutschland in der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts (Schriftstellerporträts) : (ключевые и знаковые фигуры) / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; [отв. ред. : В. Д. Седельник, Т. В. Кудрявцева]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 735 с.

В труде исследуются особенности проблемно — тематического и стилевого своеобразия в творчестве писателей, определявших картину литературного развития Германии в 1880 — 1945 гг. Труд имеет как теоретическое, так и прикладное значение для изучения истории зарубежных литератур и предназначен для специалистов по истории зарубежной литературы, а такжe для аспирантов и студентов, изучающих германистику.

 

Тибетская литература в современном литературном процессе Китайской Народной Республики = Tibetan literature in the contemporary literary process in the people's Republic of China / Санкт—Петербургский государственный университет ; под ред. П. Л. Гроховского. — Санкт—Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2014. — 405 с.

Первое в отечественном востоковедении комплексное исследование тибетской литературы в контексте современного литературного процесса КНР включает анализ культурно — исторических предпосылок и условий ее формирования. В книге представлен обзор корпуса текстов современной тибетской литературы. Книга адресована китаеведам и тибетологам, a также всем интересующимся тибетской и китайской литературами.

 

Д. И. Писарев в воспоминаниях и свидетельствах современников / Российская академия наук (РАН), Институт мировой литературы (ИМЛИ) ; [сост., подгот. текстов, пер., коммент., вступ. ст. В. И. Щербакова]. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — 447 с.

Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) — один из крупнейших русских критиков и публицистов XIX века, знаковая фигура в литературе 1860—х годов. Мемуарные и синхронные свидетельства о нем собраны в этой книге впервые. Основная часть воспоминаний, писем и дневниковых записей подготовлена по рукописям и публикациям в редких изданиях. Свидетельства А. Д. Данилова, П. Н. Полевого, Н. С. Кутейникова, В. И Жуковского печатаются полностью.

 

А. Т. Твардовский : исследования и материалы : сборник научных трудов / отв. ред. : В. В. Ильин, О. А. Новикова. — Смоленск : изд—во СмолГУ, 2015. — Вып. 2. — 256 с.

Сборник продолжает серию коллективных трудов Центра по изучению творчества А. Т. Твардовского кафедры литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета, посвященных изучению наследия поэта. В выпуск, приуроченный к 70—летию Великой победы и 105—летию со дня рождения поэта, вошли историко — литературные исследования, мемуарные, биографические, архивные материалы ведущих отечественных и зарубежных твардовсковедов.Книга адресована филологам, преподавателям, студентам, всем интересующимся историей русской литературы XX века. Материалы приводятся в авторской редакции.