Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

Н.И. Малышева. Научный полк ТГПУ

Библиотекарь Нина Ивановна Малышева (Овчинникова) — участница Великой Отечественной войны, старший сержант.  Прошла подготовку на снайпера,   была помощником   командира взвода полка зенитчиков. Изучила радиодело и ее позывной «Березка» звенел в  Румынии, Югославии, в Венгрии.


В 1945 сержант Овчинникова вернулась в родной Томск. Награждена во время войны двумя грамотами от командующего фронтом, позже медалью «За участие в Великой Отечественной войне».

 

Стаж библиотечной работы Н. И. Малышевой более четверти века, из них около 16  лет работала в библиотеке Томского пединститута. В мирное время награждена медалью «За трудовое отличие» и грамотами  Министерства Просвещения РСФСР.

 

 

 

Поздравляем!

27 мая — Общероссийский день библиотек – это не только профессиональный праздник библиотечных специалистов, но и всех тех, кто не представляет свою жизнь без книг.

 

Хороших книг вам и безудержного желания читать!

Ваша библиотека

Современный читатель. Что читаем и как читаем?

24 мая, накануне Общероссийского дня библиотек, состоялась уже традиционная встреча за круглым столом, посвященная Книге, Читателю, Чтению. Человеку читающему  всегда интересно узнать о новых авторах и последних изданиях, а библиотекарям, как профессионалам, просто необходимо держать руку на пульсе интересов читателя. За круглым столом (онлайн и офлайн) собрались преподаватели и студенты, библиотекари и педагоги, сотрудники университета. Среди участников круглого стола были люди разных возрастов и профессий, что привело к горячему обсуждению актуальных выступлений.

 

Живой отклик вызвало выступление М.Л. Левченко, кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы ТГПУ, о традициях семейного чтения. Она рассказала о проведении Сибирским научно-образовательным центром изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения ТГПУ онлайн-конкурса «Традиции семейного чтения», продемонстрировала творческие работы  студентов.

 

 С большим интересом участники слушали доклад студентов ИФФ ТГПУ Р. Пипиековой и Н.Тимошенко - «Художественная литература о «дисабилити»: история и современность»  (disability (англ.) переводится как инвалидность, нетрудоспособность, неспособность). В мировом литературоведении нет общепринятого термина литература дисабилити: под это определение попадают книги, герои которых имеют ограниченные возможности здоровья. Их пример заставляет людей с «неограниченными» физическими возможностями задуматься о качестве и полноценности своей жизни. В дополнении к сказанному были подготовлены буклеты с подборками книг, посвященных теме людей с ОВЗ.

 

Когда-то ценность книги и чтения были неоспоримы. В 80-е гг. возник миф о России, как о «самой читающей стране мира».  «Влюбленные в книгу. Миф или реальность?» - тема выступления хозяев круглого стола С.Н. Филипповой (ведущий библиотекарь НБ ТГПУ) и Е.Г. Кадомец (зав. сектором НБ ТГПУ). Развенчивая мифы, они показали, каков процент «влюбленных в книгу» существует сегодня.

 

Библиотекари периодически проводят опросы, анкетирование и знают, кажется, все  о читательских предпочтениях, но к сожалению, не всё есть библиотеке. Какая литература сегодня наиболее востребована, авторы, жанры? На эти вопросы ответила В. Капцова, представитель сети книжных магазинов Читай-город.

 

Мы привыкли думать, что современная молодёжь заменила книги экранами смартфонов и не имеет терпения, чтобы читать что-то длиннее 140 символов, но пример TikTok доказывает: в мире тысячи читателей, отчаянно пытающихся прочесть что-то стоящее. Фокус лишь в том, чтобы в нужное время донести информацию о нужной книге до нужной аудитории. "Буктокер - подвид читательский" — так назывался обзор ресурсов TikTok В. Б. Тухватуллиной (МАУ «МИБС», муниципальная библиотека «Дом семьи»).

 

Разговор о Книге и Чтении не оставил равнодушных. Книга всегда занимала важное место в жизни человека, а иногда играла знаковую роль в становлении личности. Хочется верить, что у каждого человека рано или поздно состоится встреча с Книгой его жизни.

 

Приглашаем 27 мая в 13.00 в Общероссийский день библиотек на День открытых дверей!

 

 

В.В. Осокин. Научный полк ТГПУ

Жизнь и деятельность доктора педагогических наук, профессора Владимира Васильевича Осокина тесно связана с Томским государственным педагогическим институтом (ТГПИ).

 

В 1936 г. Володя Осокин, окончив  Кожевниковскую  среднюю школу и пройдя 8-ми месячные подготовительные курсы, поступил в Томский учительский институт, который окончил в 1938 г.

 

В 1938 г. он вернулся  в родную школу и преподавал там русский язык и литературу в 6-9 классах. Одновременно учился заочно на факультете русского языка и литературы в ТГПИ. Экстерном сдал экзамены за III  и IV курсы, а в июле 1940 г. выдержал государственные экзамены. Ему была присвоена квалификация и звание учителя средней школы. В августе 1940 г. В.В. Осокин был призван в армию  рядовым 332 легко-артиллерийского полка, откуда через несколько дней после начала Великой Отечественной войны он был направлен во Второе Томское артиллерийское училище.

 

Подробнее узнать о жизни и деятельности выпускника, преподавателя ТГПИ поможет виртуальная выставка «В. В. Осокин»

Современный читатель. Что читаем и как читаем?

24 мая 2022 г. в 14.00 приглашаем принять участие в работе круглого стола  «Современный читатель. Что читаем и как читаем?»

 

Участники круглого стола: студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели вузов, сотрудники библиотек, педагоги и обучающиеся школ и все, для кого актуальны вопросы чтения.

Для участия в круглом столе нужно зарегистрироваться  -  https://docs.google.com/forms/d/1tFA3BoLNw1JAfQ8RdbTVFsyac2SlAGZq3D0wkvMTmpE/edit

Прямая трансляция будет осуществляться на официальном канале ТГПУ. Ссылка на онлайн-мероприятие будет направлена зарегистрированным пользователям в день мероприятия.

Все зарегистрированные участники получат сертификаты.

Программа круглого стола:

  1. Книга моей судьбы

В. Е. Головчинер, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры русской литературы ТГПУ

  1. Традиции семейного чтения

М.Л. Левченко, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ТГПУ, сотрудник «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ.  

  1. Художественная литература о «дисабилити»: история и современность

 Р. Пипиекова, Н. Тимошенко, ИФФ ТГПУ

  1. Влюбленные в книгу. Миф или реальность?

С.Н. Филиппова, ведущий библиотекарь НБ ТГПУ, Е.Г. Кадомец, зав. сектором НБ ТГПУ

 

Дискуссия. Приглашаем принять участие в обсуждении темы Чтения, актуальной для всех библиотек и во все времена. Рады будем услышать о Ваших находках, проблемах, интересном опыте.

Ждем вас 24 мая в 14.00 в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена,66).

По всем вопросам обращаться:

Тел.: 8(3822)311271

89539112563

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

350 лет со дня рождения Петра I

Продолжается прием заявок на участие во Всероссийском молодежном творческом конкурсе  «Образ Петра Великого», направленного на изучении истории и обеспечение ее популяризации, воспитание патриотизма, укрепление единства нации, исторической и культурной связи поколений.

 

Подать заявки на участие могут молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Прием заявок осуществляется с 1 декабря 2021 года по 1 июня 2022 года.

Работа должна отражать величие образа Петра I и его деяний.

Положение о конкурсе Официальный сайт проекта

 

Лонгрид «Образ Петра I в живописи и его реформы в области образования» ознакомит с реформами Петра I, нацеленными на преобразование России по образцу Европы. С книжной выставкой «Петр I — рождение империи» можно ознакомиться на абонементе.

 

«Образ Петра I в живописи и его реформы в области образования»

Научный полк ТГПУ

Томский государственный педагогический университет свято чтит память о студентах, преподавателях и сотрудниках, защищавших свободу нашей Родины на фронтах Великой Отечественной войны.

 

В первые недели войны многие студенты и преподаватели Педагогического ушли на фронт. Военная подготовка стала неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. На занятиях обучали владению винтовкой, пулеметом, готовили парашютистов, гранатометчиков, лыжников, инструкторов лыжного спорта, на специальных курсах велась подготовка медсестер, шоферов, радистов. Пройдя всеобуч, вчерашние студенты пополняли ряды сибирских дивизий, в которых возглавляли взводы и роты. С историей одного из старейших высших педагогических учебных заведений Сибири в годы войны знакомит сборник документов и материалов «Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны». Малоизвестные данные раскрывают реальную жизнь вуза в тыловом городе — особенности учебного процесса и научно-педагогической деятельности преподавателей вуза, проблемы быта, участие в городских событиях. Документы дают возможность оценить масштаб и эффективность работы ТГПИ  в военные годы.

 

Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) : сборник документов и материалов / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) [и др.] ; [редкол. : М. П. Войтеховская и др.] .— Томск : Изд-во ТГПУ, 2007 .— 211 с. : табл., ил. — Имен. указ. : с. 205-208 .— Библиогр. в тексте .— ISBN 978-5-89428-261-9.

 

Ценным историческим источником для изучения истории университета в годы войны  является  Книга памяти о студентах, преподавателях и сотрудниках Томского государственного педагогического университета - участниках Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : в 2 томах. Том 1. / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; отв. ред. Т. В. Галкина .— 1 компьютерный файл (pdf; 3,82 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2010 .— Заглавие с титульного экрана .— Электронная версия печатной публикации .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN ISBN 978-5-89428-5085 .— <URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-04.pdf>.

 

Книга памяти содержит 450 биографических очерков студентов, преподавателей и сотрудников Педагогического, павших на полях сражений и  победивших в этой войне, в том числе - 6 биографических очерков выпускников Томского государственного педагогического института - Героев Советского Союза.

 

Письма  с фронта – особые документы. За каждой строчкой фронтового треугольника стоит человек. Прошли горды, и они стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории.

 

Письма учителей-фронтовиков : к 65-летию победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; отв. ред. Т. В. Галкина .— 1 компьютерный файл (pdf; 10,6 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2010 .— Заглавие с титульного экрана .— Электронная версия печатной публикации .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN ISBN 978-5-89428-493-4 .— <URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-02.pdf>.

 

Фронтовые письма выпускников Томского государственного педагогического института -  учителей С.Л. Захарова, В.М. Истомина, Г.В. Корытко, М.А. Мельникова, С.И. Ланцева, И.Н. Пошевнева, К.В. Сеглина - хранятся в музее истории ТГПУ. Написанные фронтовиками в окопах, письма — неиссякаемый источник оптимизма, уверенности в победе, верности своему долгу. В подготовке сборника писем учителей-фронтовиков принимали участие и студенты педагогического университета. Сохранить их имена в памяти потомков — наш долг перед историей.

 

Видеофильм «Томский государственный педагогический институт в годы Великой Отечественной войны» 

 

 

Ф.Ф. Шамахов. Научный полк ТГПУ

В преддверии празднования Дня победы в рамках патриотического проекта «Научный полк ТГПУ» библиотека публикует историю жизни профессора Феодосия Феодосьевича Шамахова, чья деятельность неразрывно связана с Томским педагогическим университетом.

 

В начале 1930- х гг. началась его научно-исследовательская работа по методике организации учебного процесса в школе и вузе, а также по истории сибирской школы. В 1931г. , когда происходит реорганизация педагогического факультета в Томский индустриально-педагогический институт (с 1933г. - ТГПИ),  Ф. Ф. Шамахов становится  заведующим учебной частью института в качестве исполняющего обязанности доцента и продолжает читать лекции.

 

В феврале 1938 г. Ф. Ф. Шамахов был арестован по ложному обвинению в покушении на секретаря ЦК по Новосибирской области Р. Э. Эйхе. Во время следствия сам Р. Э. Эйхе был объявлен врагом народа. Через год, после прекращения дела по  предъявленному обвинению, Ф. Ф. Шамахов был освобожден.

 

С апреля 1939 г. он был вновь зачислен штатным преподавателем в ТГПИ.  Продолжив научную работу, в феврале 1941 г. он защитил в МГПИ им. К. Либкнехта кандидатскую диссертацию на тему «Средняя школа Сибири в период первой русской революции 1905-1907».

 

Начавшаяся  Великая  Отечественная  война  предъявила большие  требования  к  руководству  ВУЗа  не  только  по организации учебного процесса, но и  по сохранению его как самостоятельной образовательной структуры. Именно в военное время проявились неординарные организаторские способности Ф. Ф. Шамахова. 19 декабря 1942 г. он был утвержден  в должности директора. Его деятельность (1942-1949 гг.) в военное время на этом посту сыграла решающую роль в сохранении ВУЗа и в его дальнейшем развитии.

 

С 1944 г., одновременно с обязанностями директора,    Ф. Ф. Шамахов руководит кафедрой педагогики    ТГПИ (до 1966 г.). Под его руководством кафедрой проведена большая работа по оказанию методической помощи школам Томска. В ТГПИ была открыта аспирантура, научным руководителем которой стал Ф. Ф. Шамахов.

 

В 1960 г. Шамахов получил диплом доктора наук и был утвержден  в  звании  профессора.  В  этот  же  год  им  были изданы монографии «Школа Западной Сибири в конце XIX-начале  XX  веков»  и  «Школа  Западной  Сибири  между двумя буржуазно-демократическими революциями». Совместно с учеными ряда городов он создал педагогический словарь.

 

Ф. Ф. Шамахов положил начало исследованию проблем истории народного образования в Западной Сибири (конца XIX-XX вв.). Разработал вопросы методологии и историографии, связанные со становлением и развитием общеобразовательной и профессиональной школы региона.   Им опубликовано в центральной и местной печати 130 статей и 24 книги (монографии, сборники). Статьи Ф. Ф. Шамахова публиковались в «Педагогической энциклопедии», «Педагогическом словаре», в многотомном труде по «Истории педагогической мысли и школы СССР», в пятитомной «Истории Сибири», в журнале «Советская педагогика».

 

За многолетнюю научно-педагогическую  деятельность Ф. Ф. Шамахов награжден орденом   Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной    войне 1941-1945 гг»., «За трудовое отличие», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», почётным званием и нагрудным знаком «Отличник народного просвещения». За исследование вопросов истории образования в Сибири был удостоен звания Лауреата премии Комсомола Алтая.

 

Подробнее: Шамахов Феодосий Феодосьевич / авт.-сост. Т. В. Галкина // Профессора Томского государственного педагогического университета. - Томск, 2005. - С. 133-134. - URL: http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2022-03.pdf

 

Узнать больше о жизни и деятельности ученого позволит виртуальная выставка «Ф. Ф. Шамахов: наставник, педагог, ученый»

 

 

Цифровая педагогика на площадках Технопарка

«Цифровые сервисы как инструменты социально-психологической поддержки» - так называлась очередная встреча  в рамках проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи», и началась она с экскурсии по Технопарку ТГПУ. Директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике ТГПУ Михаил Александрович Червонный рассказал о современном техническом оборудовании для обучения и исследовательской работы студентов. Школьники не только узнали о частоте восприятия человеческого уха, о разрешающей способности глаза человека,  но и  смогли проверить остроту собственного зрения и слуха. Большой интерес вызвал интерактивный анатомический стол "Пирогов",  позволяющий со всех ракурсов изучать системы и органы человеческого тела.

Заведующий Лабораторией КФЦОС,  кандидат философских наук Андрей Петрович Глухов рассказал об  использовании цифровых сервисов и представил обобщенные данные о тех преимуществах, которые имеет применение гаджетов, и о тех рисках, которые обусловлены их влиянием на физическое и психическое развитие детей и подростков; также в обзоре были представлены сервисы, которые помогают самостоятельно организовать занятия физкультурой и фитнесом,  рассказал о голосовых помощниках (умные колонки Яндекс: Алиса, Маруся от VK, тренажер для развития речи "Легко сказать"), о социальных роботах (няни и сиделки, роботы телеприсутствия, помощники для детей с аутизмом и др.).

Участники встречи открыли еще одну возможность «Цифры», благодаря которой можно сделать увлекательным обучение, подобрать индивидуальных цифровых помощников.

Следующая встреча «Чтение на лето: онлайн-ресурсы» в рамках проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи состоится в мае, следите за анонсами.

Из отзывов

«Очередная встреча для многодетных семей прошла в  Технопарке ТГПУ г. Томска. Приятно осознавать, что пространство дорогого и любимого вуза  обретает высокотехнологичное оборудование для обучения и развития будущих учителей, которыми, возможно станут и наши дети. Именно благодаря таким детско-родительским встречам в рамках проекта "Цифровая педагогика для многодетной семьи" участникам проекта представляется реальная возможность окунуться в мир современных информационных технологий, почувствовать атмосферу и свою принадлежность к новому и уникальном миру!

Благодарю за возможность побывать на мероприятии организаторов и преподавателей! Надеюсь на новые встречи!»

Аввакумова Л. А., многодетная мама, педагог-психолог МБОУ "Академический лицей им. Г. А. Псахье", член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения

 

Поддержка данного проекта осуществляется в рамках благотворительной деятельности на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова.

 

 

Г.Н. Блинков. Научный полк ТГПУ

Библиотека продолжает публикацию историй о сотрудниках, преподавателях, студентах Томского государственного педагогического университета в рамках патриотического проекта «Научный полк».

Жизнь Георгия Николаевича Блинкова почти пять десятилетий была связана с естественным факультетом педагогического института. Вместе с ним он пережил трудности становления, роста, тяжелые военные годы, внес большой вклад в подготовку педагогических и научных кадров, был деканом факультета, свыше сорока лет заведовал кафедрой ботаники. Им опубликовано более ста пятидесяти научных работ, в том числе две монографии. Талантливый ученый и педагог, Г.Н. Блинков подготовил восемь кандидатов биологических наук, сотни учителей биологии.

 

Доктор биологических наук, профессор Г.Н. Блинков многое сделал для становления педагогического института. Под его руководством в 1948 году была создана агробиостанция, ставшая «зеленой» лабораторией для проведения учебно-полевой практики по физиологии растений и научно-исследовательской работы сотрудников и студентов биологических кафедр.

 

Загуменнова, Е. В. Профессор ТГПИ Блинков Георгий Николаевич / Е. В. Загуменнова, Л. М. Найбороденко // Молодежь и наука: проблемы и перспективы : тезисы докладов II областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (13-15 апреля 1988 г.) - Томск, 1988. - С. 59-60.

 

За плодотворную педагогическую, научную и общественную деятельность профессор Г.Н. Блинков награжден значком «Отличник народного просвещения»; неоднократно заносился на Доску почета, награждался почетными грамотами. Имел медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941–1945гг.», «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 

Виртуальная выставка «Блинков Георгий Николаевич», посвященная 125-летию со дня рождения ученого, рассказывает о его жизни и деятельности.

Г.Н. Блинков

© Научная библиотека ТГПУ 2024