Библиотекой ТГУ в 1931г. в дар было выделено 1500 экз. книг для организации библиотеки теперь уже Индустриально - педагогического института. Так началась вторая жизнь библиотеки.
Перед вами один экземпляр из этой партии. Именно тогда на титульный лист книг были поставлена печать Библиотеки Томского индустриально-педагогического института.
Богданович, Т. А. Франция и Европа на грани XIX века / Т. Богданович; составлено по А. Сорелю с предисловием проф. Н. И. Кареева. — Санкт-Петербург: Издание Брокгауз-Ефрон, 1909 (Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон). — 146 с.; 25 см. — (История Европы по эпохам и странам в средние века и новое время).
Данная книга посвящена отношениям сначала революционной, а потом и наполеоновской Франции, с одной стороны, и старой монархической Европы - с другой. Показано, как встретила Европа Французскую революцию и то, как Франция, начав войну с Европой, сама выступила на поприще завоевательной политики. Также освещен факт правления Наполеона I - от самых истоков власти до ее стремительного падения.
Создание библиотеки было трудным делом, требующим энтузиазма сотрудников. Но заведующая библиотекой П.Г. Антонова сумела привлечь к созданию книжного фонда не только всех своих сотрудников, но и чуть ли не каждого студента. Усилиями заведующей Параскевы Григорьевны Антоновой скудный библиотечный фонд, доставшийся институту от педагогического факультета, пополнялся новой литературой.
Параскева Григорьевна Антонова в 1911 г. успешно окончила городское женское 2-классное училище, затем 4-месячные педагогические курсы и 7 лет работала сельской учительницей. С 1 января 1931 г. она работала в библиотеке педагогического факультета ТГУ и одновременно училась на вечернем литературном отделении этого факультета. После преобразования педагогического факультета в Томский индустриально-педагогический перешла работать в библиотеку института.
Научить молодежь любить книгу, бережно относиться к книге, видеть в книге своего учителя, друга и помощника — к этому стремилась П. Г. Антонова и остальные библиотекари. В довоенное время в соответствии с нормами того времени библиотека института получала обязательный экземпляр литературы по народному образованию из центра. В самом институте на приобретение книг средств не жалели, и книги закупались в магазинах, у частных лиц, выписывались из букинистических магазинов Москвы и Ленинграда. В 1933–1934 годах в библиотеке уже имелись в прекрасном издании Брокгауза сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Шекспира, Ф. Шиллера, тридцать комплектов сочинений В. И. Ленина и К. Маркса, энциклопедии, словари, учебники, журналы и газеты. Ежедневно читальный зал библиотеки обслуживал до 600 студентов.
С 1934 года в стране воцарилось всеобщее семилетнее образование, структура средней и начальной школы быстро перестраивалась. Именно тогда вуз утратил индустриальную направленность подготовки специалистов и стал называться просто: Томский педагогический институт. И произошла реорганизация в структуре института. На базе четырех отделений возникают факультеты. Так сложился определенный контингент читателей. Библиотека получила дополнительную площадь для размещения фонда и занимала 60 кв. метров. На этой же площади был открыт читальный зал (1934 год), увеличилось число библиотекарей в штате.
В декабре 1934 года в институте была создана библиотечная комиссия в составе П. Г. Антоновой, Г. Т. Чуича, В. А. Плышевского, Г. А. Тонкогласа, Л. П. Кулева, А. Е. Миловидова, М. Г. Тимофеева для регулирования вопросов комплектования библиотеки и воспитания у студентов уважения к книге. С новыми журналами и газетами студенты могли познакомиться не только в зале библиотеки, но и в красных уголках, открытых в каждом общежитии. В практику были введены коллективное чтение газет и обсуждение газетных публикаций. Разумеется, не обошли библиотеку ТГПИ стороной и общероссийские акции уничтожения объявленных приказами наркома просвещения «запрещёнными» книг. В число таковых попали «Педология» П. П. Блонского, рабочая книга по языку С. Г. Никифорова, Г. К. Данилова, А. И. Павлович, С. Н. Богуславского, как «содержавшая выдержки из речей контрреволюционеров Троцкого и Зиновьева», и многие другие.
В фонде библиотеки к 1937 году было 50 тыс. томов книг, в библиотеке обслуживалось 1311 человек, средняя годовая книговыдача составляла 64992 экз. Библиотека выписывала для читателей и кафедр 68 названий журналов, 12 названий газет. В 1937 году был открыт факультет иностранных языков с английским и немецким отделениями. Перед библиотекой возникла новая трудность в связи с обеспеченностью учебными пособиями этого факультета. В 1939 году фонд библиотеки составил 55323 экз. По штатному расписанию числилось два работника.
Воспоминания первого библиотекаря
«В 1930 году из ТГУ выделился в отдельное здание новый факультет — педагогический.
Вместе со скудным оборудованием и старенькой мебелью была выделена убогая библиотека. Среди полутора тысяч экземпляров не было и пяти ценных книг. Было 100 книжечек Сейфуллиной «Правонарушители» и «Виринея»...»
В секторе редких и ценных изданий НБ ТГПУ имеется:
Сейфуллина, Л. Н. Рассказы / Л. Н. Сейфуллина .— Москва : Гослитиздат, 1936 .— 286, [2] с., [1] л. портр. — Содерж. : Таня ; Молодость ; Собственность ; Налет ; Виринея ; Старуха ; Милость генерала Дутова и др.
Сейфуллина Лидия Николаевна - русская советская писательница. Общественный деятель и библиотекарь. Дочь православного священника татарского происхождения. Литературную известность Сейфуллина получила как автор повестей "Правонарушители" (1922), "Перегной" (1923), "Виринея" (1924). "Правонарушители" была первой в стране книгой о беспризорниках. Еще не было "Республики Шкид", "Педагогической поэмы". Сейфуллина первой в литературе 20 века взглянула на беспризорность, как на большую и очень важную проблему. Макаренко высоко ценил "Правонарушителей". "Правонарушители" оказались самым читаемым детьми и взрослыми произведением в послереволюционной России. "Правонарушителей" издавали большими тиражами в Москве и Новосибирске, переводили на иностранные языки. На Урале и в Сибири книгу ввели в школьные программы, рассылали по городам и районам вместе с инструкцией по борьбе с беспризорничеством. В 1933 году фашисты в Германии бросали в костры и эту книгу.
«...Неверов «Ташкент-город хлебный» экземпляров 20; несколько экземпляров поэм Пушкина и Лермонтова в самом дешевом издании. Это — художественная литература. Истории и критики литературы совсем не было, за исключением двух-трех экземпляров дореволюционного издания. Но зато было экземпляров сорок «Педологии» Блонского. Эти книги своей внешностью внушали не только почтение, но и трепет. Они были в хорошем черном переплете, толстые — страниц по семьсот. А через несколько лет, когда педология была разоблачена, все эти внушительные томы полетели в печку.»
В секторе редких и ценных изданий имеется:
Блонский, П. П. Педагогика / П. Блонский. — 4-е изд. — Москва : Работник просвещения, 1924. — 143 с.
Блонский, П. П. Основы педагогики / П. Блонский. — 3-е изд. — Москва : Работник просвещения, 1929. — 231 с.
Основатель педологического движения в России Павел Петрович Блонский (1884-1941) определил педологию как науку, где изучается симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. Педологическое движение сконцентрировало свои усилия на измерении интеллекта детей, отборе неуспевающих детей и определении их в специальные школы. Тестирование интеллекта приобрело массовый характер: вместо разработок образовательных программ, помощи в преодолении последствий педагогической запущенности педологии сфокусировали внимание на выявлении негативных последствий социальных перемен в России. Постановлением 1936 года педология фактически была запрещена. Она была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной лженаукой. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают. Постановление 1936 года выплеснуло с водой и предмет внимания "псевдоученых" - ребенка.
Далее П. Г. Антонова пишет: «Исторический отдел был тоже необычайно беден. Несколько томов из первого издания В.И. Ленина, книги К. Маркса и еще кое-что.
Отделы математики, физики, биологии, химии, понятно, тоже были бедны.
Но при всех материальных недостатках работа в институте пошла полным ходом.
Педфак, потом институт рос, креп во всех отношениях. Росла и библиотека. На приобретение книг отпускалось достаточно средств, увеличился штат работников. Книги покупали в магазинах и у частных лиц, выписывали из букмагазинов Москвы и Ленинграда.
В 1933–1934 годах в библиотеке уже имелись в прекрасном издании Брокгауза сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Шекспира, Шиллера, тридцать комплектов сочинений В. И. Ленина и К. Маркса, энциклопедии, словари, учебники, журналы и газеты. Одним словом, библиотека росла быстро, как все новое. Книги содержались в порядке, был штатный переплетчик.
В секторе редких и ценных изданий имеется:
Пушкин, А. С. Письма : 1815-1825 гг. / А. С. Пушкин ; АН СССР, Пушкинский Дом ; вступ. ст. Б. Модзалевского.— Москва ; Ленинград : Книга, 1926.— XLVIII, 537, [2] с.
Гоголь, Н. В. Материалы и исследования : неизданные и забытые тексты / Н. В. Гоголь ; под ред. В. В. Гиппиуса. — Москва : Издательство АН СССР, 1936. — 502 с.
Сборник статей и материалов о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Среди авторов: В. А.Десницкий, Василий Гиппиус, М. П. Алексеев, В. В.Виноградов, М. В.Нечкина и др. Во второй том вошли статьи о творчестве писателя: «Женитьба», «Язык Гоголя», «История портрета Гоголя», «Чернышевский и Гоголь» и другие.
Шекспир, Вильям. Полное собрание сочинений в прозе и в стихах : приложение к журналу "Живописное обозрение" за 1893 г. : в 12 т. / В. Шекспир ; пер. П. А. Каншин. — Санкт-Петербург : Издание С. Добродеева, 1893. Т. 11. — 1893. — 284 с. — Много шуму из ничего ; Усмирение строптивой ; Комедии ошибок ; Перикл, принц Тирский ; Страстный пилигрим.
«Полное собрание сочинений В. Шекспира» сопровождает краткий биографический очерк, составленный известным знатоком английской литературы профессором московского университета Н. И. Стороженко. Очерк этот несмотря на свою сжатость, дает полное понятие о жизни и деятельности В. Шекспира
Шиллер, Ф. П. История западно-европейской литературы Нового времени : учебное пособие для педвузов и университетов / Ф. П. Шиллер ; [отв. ред. Л. Г. Блюмфельд]. — Изд. 2-е. — Москва : Учпедгиз, 1938. — 375 с.
Предлагаемая вниманию читателя работа ставит своей задачей обзор и характеристику основных этапов в развитии западноевропейских литератур нового времени. Хронологически работа охватывает литературу от эпохи Просвещения, то есть периода подготовки Буржуазной французской революции 1789 года, до мировой войны. В основу исследования положен конспект курса, читанного автором в 1927-1934 годах в различных московских высших учебных заведениях.
Франц Шиллер — советский литературовед, специалист по немецкой литературе. Доктор филологических наук. После окончания университета стажировался в Германии, в 1929 году стал доцентом и возглавил кафедру всеобщей литературы 2-го МГУ. Также Шиллер заведовал Отделом западноевропейской литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького. В 1936 году стал доктором филологических наук.
К 1937 году фонд библиотеки состоял из пятидесяти тысяч томов. Работал красиво обставленный читальный зал, появились кабинеты истории, литературы и др. А в 25-летнему юбилею в библиотеке было 94160 книг. Число кабинетов дошло до 16, в них книг было 22553 экземпляров специальной литературы
- Сысоева, Е. Первый ректор / Е. Сысоева // Советский учитель — 1991. — № 18. — С. 3.
- Охолина, М. Н. Добро пожаловать, или… первые приказы Чуича / М. Н. Охолина // Томский учитель. — 2001. — №2. — С. 8.
- Галкина, Т. В. У истоков филологического факультета Томского государственного педагогического университета : к 100-летию со дня рождения Г. Т. Чуича и Л. А. Чуич / Т. В. Галкина // Вестник ТГПУ : научный журнал / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). — Томск, 2001. — Вып. 3(28). — С. 79-84. - URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/galkina_t._v._79_84_3_28_2001.pdf
- Войтеховская, М. П. От учительского института к педагогическому: роль традиции в формировании советской модели высшего педагогического образования в Томске : монография / М. П. Войтеховская, С. А. Кочурина ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). — Томск : Издательство ТГПУ, 2021. — URL:http://fulltext.tspu.edu.ru/OA/m2021-18.pdf.
Годы Великой отечественной войны явились тяжелым испытанием для Томского педагогического института. В первые недели многие студенты и преподаватели ушили на фронт. В середине августа 1941 года возникла необходимость освободить учебный корпус для передачи его военному госпиталю. Он был освобожден в спешном порядке в течении трех суток усилиями преподавателей, сотрудников и студентов. Библиотека института была размещена в здании Научной библиотеки Государственного университета.
В архивах отдела основного фонда научной библиотеки ТГУ мы обнаружили Докладную записку 1942 года в Томский Горком ВКП(б), которая подтверждает, что библиотека педагогического располагалась в двух комнатах.
А часть старых книг и журналов - в шести шкафах в помещении по ул. Герцена, 49, которое представляло собой недостроенную кирпичную коробку без крыши, называемую студентами «новостройкой», где поспешно были настланы полы, вставлены рамы, застеклены окна и построены временные печи. «Это был, по существу, каменный сарай, с замершими окнами. Никакие печи-времянки не спасали от каскадов холодного воздуха, дующих из окон, из дверей, из под пола», - писал директор института Шамахов Ф.Ф.
Из отчетов массового отдела научной библиотеки ТГУ за 1942 года прекрасно видно, что студенты ТГПИ продолжали учиться и посещать библиотеки.
В годы Великой отечественной войны совместно с библиотекарями научной библиотеки ТГУ проводились выставки.
Так, в 1942 году совместно с библиотекарями научной библиотеки ТГУ была организована выездная выставка «Великий полководец Суворов», которая была представлена на V научной конференции, прошедшей в декабре 1942 года.
Научно-исследовательская работа в Пединституте не только не снизилась, но значительно поднялась по сравнению с довоенным временем. За годы Великой Отечественной войны научными работниками ТПИ написано 153 научной работы, проведено 6 научных конференций.
В годы войны продолжалась издательская деятельность Педагогического института в 1942 году вышел первый выпуск II тома «Ученых записок ТГПИ», содержавший статьи преподавателей гуманитарных кафедр вуза М.Г. Тимофеева, И. П. Матвеева, Ф.Ф. Шамахова, Н.В. Касаткина и В.Д. Ахрамеева. Причем все статьи, кроме статьи М. Г. Тимофеева «Герои Великой Отечественной войны и советская школа», были подготовлены и сданы в издательство еще до начала войны, но финансовые трудности не позволили тогда осуществить выпуск сборника. Вышедший сборник, продолжая традиционную структуру, включил статьи как научного, так и методического характера, имевшие большое значение для улучшения качества работы школы.
Ученые записки Томского государственного педагогического института / Томский государственный педагогический институт (ТГПИ) ; ред. А. П. Дульзон .— Томск : Изд-во ТГУ, 1939-1970. Т. 2, вып. 1 / под ред. Ф. Ф. Шамахов : Красное знамя, 1942 .— 131 с.
В статье М. Г. Тимофеева «Герои великой отечественной войны и советская школа» говорится о том, как советская школа перестраивает свою работу в военных условиях, всемерно усиливает общественно-политическое воспитание учащихся, воспитывает из них пламенных патриотов своей родины, мужественных ее защитников на примерах героев-земляков Великой отечественной войны.
Осень 1943 и зима 1944 годов были временем возвращения в учебный корпус по ул. Киевской, 60. «...И вот вновь потянулись вереницы студентов, возглавляемых научными работниками, со стульями, столами, с книгами, с приборами. Несли на руках, на носилках, везли на санках. … Всего три сотни человек студентов, почти исключительно девушек, и очень небольшой штат рабочих и технических служащих. Поэтому процесс перевозки растягивался на очень длительное время. Вся осень, зима и весна третьего военного года ушли на то, чтобы собрать воедино старое свое имущество. А переброска библиотеки растянулась и на лето и на весь следующий учебный год...» , - вспоминал Ф.Ф. Шамахов.
Томский государственный педагогический институт в годы Великой отечественной войны (1941-1945) : сборник документов и материалов / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) [и др.] ; [редкол. : М. П. Войтеховская и др.]. — Томск : Издательство-во ТГПУ, 2007. — 211 с.
В сборнике представлены документы ЦДНИ ТО по истории Томского государственного педагогического института в годы войны. На малоизвестных данных раскрыта реальная жизнь вуза в тыловом городе — особенности учебного процесса и научно-педагогической деятельности преподавателей вуза, проблема быта, участие в городских событиях. Документы дают возможность оценить масштаб и эффективность работы ТГПИ.
В «Отчете директора ТГПИ об итогах работы вуза в 1-м семестре 1944/45 учебного года от (весна) 1945 года» из этого сборника мы можем прочитать:
«...В настоящее время ощущается большой недостаток мебели ( классы, столы, стулья, шкафы и прочее). Значительно пострадала от переездов библиотека: весь книжный фонд ее был перемешан настолько, что с большим трудом восстанавливался в течение последнего года и полностью не восстановился и сейчас...»
Там же в «Справке Кировского РК ВКП(б) о состоянии общественно-политической работы в ТГПИ от 14 марта 1945 года»:
«Библиотека пединстита насчитывает более 100 тыс. томов. Все студенты института ( около 350 чел.) являются ее читателями. За последние две недели студентами прочитано примерно 100 книг беллетристического содержания. Наиболее активные читатели — студенты Ищенко, Гребенкина, Кузнецова.
Библиотека не развернула пока еще полностью свою работу. В помещении библиотеки холодно. Библиотека недавно переехала в это новое (4-е по счету) помещение, и работники ее заняты разборкой и перестановкой книг.
Кроме этой, главной библиотеки, есть еще библиотека при кабинете ОМЛ и при других кафедрах. В кабинете ОМЛ тепло, чисто и уютно. Литературы — достаточно. Студенты охотно посещают кабинет.»
«Библиотека полностью развернула свою работу с начала второго семестра и теперь работает нормально. Повышение заработной платы библиотечным работникам дало возможность в краткий срок укомплектовать штат библиотеки квалифицированными работниками. Благодаря этому имущество библиотеки теперь приведено в полный порядок и библиотека бесперебойно обслуживает наших студентов и преподавателей. Однако следует отметить, что библиотека наша нуждается в значительном пополнении учебной литературой по многим дисциплинам. Особенно ощущается недостаток по западной литературе, по русской литературе раннего периода, по языкознанию, по некоторым разделам истории. Особенно плохо наша библиотека обеспечена литературой на иностранных языках. Наша библиотека должна получать оригинальную иностранную литературу как периодическую, так и монографии, в том числе и художественную литературу. В конце учебного года проведена подготовительная работа по полной инвентаризации всего библиотечного фонда,» - пишет Ф.Ф. Шамахов в «Отчете директора ТГПИ о работе ТГПИ и Учительского института за 1944/1945 учебный год от 20 октября 1945 года»
Финансирование института тоже несколько улучшилось, о чем свидетельствует таблица из того же Отчета
" Сильно пострадала в этот период библиотека. До войны в ней была полно представлена классическая (русская и иностранная) и и современная литература. Выписывались все необходимые для факультета газеты и журналы, и их комплекты всегда были к услугам студентов и преподавателей. Чтобы освободить помещения для госпиталя во время войны, часть книг была переброшена в университет. Конечно, много книг затерялось. журналы возвращались в разрозненном виде, но благодаря энергии работников библиотеки раны скоро залечились. Старые библиотечные работники П. Г. Антонова, М. И. Лисицина, Р.С. Ратнер, Л. К. Зилинг, вероятно, хорошо помнят это время," - вспоминает К.Н.Ядвиршис
В 1945-1946 гг. фонд библиотеки составил более 70000 экз. Целеустремленность, сплоченность и упорство всего коллектива вуза в труде и в учебе, только любовь к родному институту и вера у его будущее помогли выжить и сохранить свою самостоятельность в самых тяжелых испытаниях.
Книги тех времен из сектора редких и ценных изданий НБ ТГПУ:
Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / Ян Амос Коменский ; пер. с лат. Ю. Н. Дрейзина ; под ред., вступ. ст. А. А. Красновского. Т. 3 : Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни. — Москва : Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1941. — 351 с.
Том содержит краткий обзор всего мира и всего языка и наполнена рисунками, наименованиями и описаниями предметов. Вот почему и сам Коменский называет свой "Мир в картинках" "энциклопедией видимого мира". Стоит только бегло перелистать книгу, чтобы убедиться в ее энциклопедическом содержании и характере. Начинается книга, по верованиям того времени, с бога и сотворенного им мира, а затем дается описание предметов и явлений мира по схеме, непосредственно примыкающей к аристотелевскому esse, vivere, sentire, intellegere — быть, жить, чувствовать, понимать, — от неодушевленной природы — к одушевленной.
Гречишникова, А. Д. В. И. Водовозов и В. П. Острогорский : Очерки по истории методики преподавания литературы / А. Д. Гречишникова. — Москва : Учпедгиз, 1941. — 183, с.
Василий Иванович Водовозов (1825-1886), русский педагог. Автор статей по педагогической теории и практике, истории античной литературы, теории русской словесности. Внес значительный вклад в создание учебно-методической литературы для учащихся и преподавателей начальной и средней школы, а также в методику преподавания русской литературы. Автор книг для народного чтения: «Рассказы из русской истории» (1861-1984), «Книга для первоначального чтения» (1879).
|
- Войтеховская, М. П. Томский педагогический: от института к университету : [монография] / М. П. Войтеховская, Т. В. Галкина ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). — Томск : Издательство ТГПУ, 2002. — 267 с.
- Томский педагогический институт : 1931-1981 / А. Ф. Боровкова, Б. Г. Иоганзен, А. А. Белобородов [и др.] ; редкол. : В. И. Лимонов, Л. Ф. Пичурин [и др.] .— Томск : Издательство ТГУ, 1981. — 188, [2] с. : ил. — Имен. указ.: с. 176-189
- Ученые записки Томского государственного педагогического института / Томский государственный педагогический институт (ТГПИ) ; ред. А. П. Дульзон. — Томск : Изд-во ТГУ, 1939-1970. Т. 2, вып. 1 / под ред. Ф. Ф. Шамахов : Красное знамя, 1942. — 131, [1] с.
- Найбороденко, Л. М. Из истории Томского государственного педагогического института / Л. М. Найбороденко // Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны : материалы региональной научной конференции, состоявшейся в связи с 60-летием нападения фашистской Германии на СССР, 17 - 18 мая 2001 г. : сборник статей / Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; редкол. : Ю. В. Куперт [и др.]. — Томск, 2002. — С. 113-119.
|