Новости

Научная библиотека им. А. М. Волкова Томского государственного педагогического университета

 экскурсия-презентация «Музей-квартира в Москве и Санкт-Петербурге Шаляпина Фёдора Ивановича»

5 апреля в 14:00 в читальном зале Научной библиотеке ТГПУ (Герцена, 66) пройдет посвященная звезде советской оперы экскурсия-презентация «Музей-квартира в Москве и Санкт-Петербурге Шаляпина Фёдора Ивановича» с приглашенными гостями С.В. Медведевой и В.И. Бассаргиной.

Фёдор Иванович Шаляпин – русский оперный и камерный певец, выдающийся деятель искусства своего времени, который был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера.

Первым в СССР получил звание народного артиста Республики (РСФСР). В разное время он интересовался живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино. За период своей творческой карьеры Федор Иванович оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

На экскурсии по дому-музею Ф. И. Шаляпина в Москве, у вас будет возможность услышать его голос, узнать как из деревенского мальчишки вырос большой, гениальный артист, который совершил революцию в мировом оперном искусстве. Узнать каков он был в быту, какими ещё талантами обладал. Познакомимся с окружением Ф. И. Шаляпина, с его семьёй и детьми. Кто из до революционных томичей-артистов пел с Федором Ивановичем на одной сцене? Будет интересно. 

Посетить мероприятие приглашаем всех желающих!

2 апреля - Международный день детской книги

Традиция семейного чтения является самым главным ценностным ориентиром. Своих детей мы воспитываем на рассказах, сказках, повестях, которые нам читали наши родители. Какими были книги наших мам и нашего детства?  Интересно узнать, как менялась любимая книга со временем. Давайте рассмотрим на примере одного из великих произведений русской литературы - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре  князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  А. С. Пушкина - все помнят его в основном в укороченном варианте.

       Поэт написал сказку  в 1831 году. Первоначально Александр  Сергеевич хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная сказка в стихах, которая легко читается и запоминается. Поистине волшебное произведение: превращения Гвидона в комара, муху и шмеля; белочка, грызущая золотые орешки; 33 богатыря, выходящие из моря, и конечно же, прекрасная царевна Лебедь - красавица и волшебница, добрая и отзывчивая, скромная и благородная.  А завершается сказочная история победой добра над злом.

       Сказка переведена на множество языков, издана в десятках странах. Многие художники, которых вдохновили сказки Пушкина, создавали к ним иллюстрации. В нашей стране книга многократно переиздавалась, и каждое из этих изданий по-своему интересно. В библиотеке ТГПУ есть три издания этой сказки, которые имеют свою историю. В редком фонде хранится уникальное издание этой сказки 1949 года:

Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане / А. С. Пушкин ; рис. К. Кузнецова. — Москва : Детская литература, 1949. — 48 c. Книги именно этого издательства открывали советским детям окно в волшебный литературный мир. Примечательно, что издание, вышедшее через 4 года после Великой Отечественной войны, сразу попало в книжный фонд Томского педагогического института: именно тогда на титульный лист была поставлена печать библиотеки.  Книга была популярна у читателей, как у студентов историко-филологического факультета, так и у сотрудников вуза, что следует из книжного формуляра.

     Рисунки к сказке создал Константин Васильевич Кузнецов – художник, гравёр, художник-мультипликатор, книжный иллюстратор. Он стоял у истоков иллюстрации сказок в советской России. Кузнецов хорошо знал вековой уклад русской деревни, прекрасно чувствовал и понимал русскую деревянную архитектуру. Поэтому ему ничего не стоило в «Сказке о царе Салтане» воспроизвести веселые деревянные церковки  и теремки, воссоздать образы сказочных героев.

      Другое не менее интересное издание сказки увидело свет в 1981 году: Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане / А. С. Пушкин ; рис. В. Конашевича. — Москва : Детская литература, 1981. — 45, [3] c. : ил.  Иллюстрации для этой сказки создал один из самых известных художников-иллюстраторов, мастер оформления детских книг, Владимир Конашевич. Оформление сказок Пушкина стало для художника работой, в которой в полной мере проявились его мастерство и огромный талант. У старшего поколения герои Пушкина ассоциировались именно с образами, созданными Конашевичем.

     Следующая книга: Пушкин, А. С. Сказка о царе Салтане / А. С. Пушкин ; худож. А. Елисеев. — Москва : Малыш, 1988. — 76, [3] c. : ил. Оформил его один из выдающихся мастеров детской книжной графики, заслуженный художник СССР, народный художник РФ Анатолий Михайлович Елисеев. Всю свою творческую жизнь художник посвятил искусству детской книги, которых оформил множество: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк-горбунок» П. Ершова, стихи С. Михалкова, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Свинопас» Х. К. Андерсена, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Иллюстрации Елисеева – это целая пантомима, яркая и красочная. Книги с его иллюстрациями активно переиздаются.

   «Сказка о царе Салтане» была и остается популярной среди взрослых и детей. Все три издания пользовались огромным спросом, их прочитало не одно поколение читателей – будущих учителей!

Предлагаем взять книгу в руки, чтобы насладиться великолепными  иллюстрациями и еще раз вспомнить сказку.

ДЕНЬ СКАЗКИ В НБ ТГПУ

29 марта в Научной библиотеке прошел День сказки, посвященный 85-летию книги «Волшебник Изумрудного города».  Гости мероприятия - второклассники МОУ СОШ №15 им. Е.Н. Николаевой - активно готовились к празднованию: они прочли «Волшебник Изумрудного города» и посмотрели мультфильм по сказке. Дети с удовольствием участвовали в конкурсах и викторинах по  произведению А. Волкова, смотрели иллюстрации и даже создавали своих Страшил и Железных Дровосеков, которые оживали с помощью нейросетей.  Праздник стал отличным поводом вместе вспомнить любимые моменты из сказки.

День поэзии: праздник вдохновения и творчества

21 марта во многих странах мира отмечалось особенное событие в мире литературы – День поэзии. Этот день призван подчеркнуть важность и значимость поэзии как вида искусства, а также привлечь внимание к творчеству современных авторов и открыть новые таланты. Поэты и писатели со всего мира собираются на различных площадках, чтобы поделиться своими произведениями с публикой, провести мастер-классы, семинары и встречи с читателями.

    В литературно-музыкальной гостиной Научной библиотеки «Свободный микрофон» в этот день прошел вечер «В объятьях Музы. Всемирный день поэзии». В начале мероприятия Научная библиотека в лице директора Яны Юрьевны Остапенко выразила благодарность Сергею Васильеву за содействие и помощь. Поэт сделал ответный жест и подарил  Научной библиотеке новый выпуск литературно-художественного журнала «Сибирский парнас», в который включены произведения современных писателей и поэтов в том числе и его стихотворения.

 

     Гости смогли насладиться выступлениями известных томских поэтов Сергея Васильева (поэт, член Российского союза писателей, выпускник спортфака ТГПИ), Александра Панова (поэт, член Союза писателей России, выпускника ФМФ  ТГПИ), Олега Кислицкого (поэт, член Союза писателей России), послушать стихи и песни в их исполнении и провести вечер в приятной атмосфере.

     О том, что такое поэзия, гостям поведал Александр Панов: «Поэзия – это какое-то качество стихотворений и прозы, которое вызывает в нас настроение, некоторое переживание по поводу того, что пишет автор. Вот это поэзия».

    А мы добавим… Поэзия – это язык души, который помогает нам выразить свои чувства, эмоции и мысли. Она может быть разной: от лирики, передающей глубину чувств, до эпики, описывающей масштабные события. Поэзия учит нас видеть красоту мира, понимать себя и окружающих, а также находить вдохновение в самых обыденных вещах. 

    Интересны в этом отношении строчки из стихотворения «Мечтатель» Сергея Васильева, в которых раскрывается взгляд поэта на творчество и его предназначение: 

«Отчаявшись пробиться в Ваше сердце, 

Рифмуя дни с ночами на пролёт.

Мне приоткройте потайную дверцу,

Что в мир поэзии волшебный приведет.

Воздайте мне при жизни, мой читатель.

Хоть чуточку, я много не прошу.

Видать неисправимый я мечтатель,

Но ради Вас дышу, живу, пишу.» 

    Давайте наслаждаться поэзией, читать и слушать ее, делиться своими мыслями и чувствами с помощью этого волшебного языка.

Продолжаем еженедельную серию вебинаров от Директ-Медиа!

19 МАРТА 2024, 12:00 (МСК)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Ведущая: Гульдар Ибрагимова, к.п.н., доцент кафедры теорий и методик начального образования БГПУ им.М.Акмуллы, сертифицированный мастер-эксперт по компетенции «Преподавание в младших классах»

На вебинаре рассмотрим ключевые моменты по реализации гражданско-патриотического воспитания в свете нормативно-правовых документов. Уточним особенности понятий: «целевые ориентиры», «воспитательный идеал», «воспитательное занятие». Раскроем следующие вопросы: каковы личностные качества специалиста в области образования, содействующего эффективной реализации гражданско-патриотического воспитания? В чём заключается помощь родителя? В ходе вебинара изучим нюансы реализации мероприятий, инновационных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

20 МАРТА 2024, 12:00 (МСК)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Ведущая: Татьяна Телегина, автор-разработчик и ведущая онлайн-курсов, профессиональный библиограф, старший преподаватель университета

Видеолекции, видеозаписи выступлений на конференциях, записи вебинаров, электронные курсы, мультимедийные ресурсы — как сделать библиографическое описание и затем оформить ссылку, если имеем дело с подобными ресурсами. На основе положений ГОСТ Р 7.0.100–2018 и ГОСТ Р 7.0.108–2022.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

20 МАРТА 2024, 14:00 (МСК)

ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ведущая: Зульфия Гиниятова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии УУНИТ (г. Уфа), практикующий психолог со стажем работы более 20 лет

На сегодняшний день широкое распространение получило инклюзивное образование. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают воспитатели и педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и быть включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Но воспитателю и педагогу нужно помнить, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ, они могут столкнутся с рядом трудностей.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

21 МАРТА 2024, 12:00 (МСК)

ТРУДНОСТИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ?

Ведущая: Анна Губарева, методист Ресурсного центра иностранных языков, профессиональный преподаватель, автор курсов английского для детей и взрослых.

Время — самый ценный ресурс. Особенно актуально звучит это утверждение для современных преподавателей. Новые сайты и приложения, которые нужно освоить, постоянно меняющиеся требования к учебным программам, отчетность оставляют мало времени и сил для творчества и науки. Попробуем немного исправить ситуацию в рамках вебинара. Обсудим различные способы экономить свое время при подготовке к урокам.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

22 МАРТА 2024, 12:00 (МСК)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП И ФГОС ДО

Ведущая: Татьяна Горная, зав. каф. педагогики и методики дошкольного и начального образования Бирского филиала УУНиТ, к.пед.н.

Тема вебинара позволяет провести обзор основных направлений работы образовательных организаций в области художественно-эстетического воспитания, как одного из видов детской деятельности, раскрыть ее творческий процесс по формированию личности ребенка, способного воспринимать прекрасное и создавать творческие ценности.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

22 МАРТА 2024, 14:00 (МСК)

ПУТЬ К СЛОВУ И СМЫСЛАМ: МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ «ТИХИХ» КНИГ

Ведущая: Алёна Сухова, к.ф.н., доцент, Институт развития образования Ивановской обл.

На вебинаре рассмотрим «тихие» книги как способ вовлечения в чтение дошколят, детей-инофонов и ребят с особыми образовательными потребностями; как возможность для приобщения ребенка к процессу не только грамотного взаимодействия с книгой, но и восприятия искусства книжной иллюстрации, столь важного для раскрытия смыслов текста.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

ОН ЖИЛ РЯДОМ С НАМИ

  Лев Федорович Пичурин - выдающийся педагог, ученый, писатель, журналист и общественный деятель.  С  нашим вузом его связывают годы учебы и работы. Окончив  в 1956 году физико-математический факультет и поработав школьным учителем, педагогическую деятельность Лев Федорович  продолжил на кафедре  высшей математики ТГПИ, где прошел путь  от ассистента до заведующего кафедрой и декана физико-математического факультета  (1957-1990 гг.).  

      К сожалению,  Лев Федорович ушел из жизни в 2024 году.  Его жизнь была наполнена множеством достижений и ярких событий. Светлая память уникальному ученому, писателю, человеку!

Ознакомиться с жизнедеятельностью Л. Ф. Пичурина можно  в “Литературном сквере ТГПУ”  на сайте библиотеки.

ВЕЛИКИЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ ТГПУ

Престиж любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, его выдающиеся кадры, люди, посвятившие жизнь служению науке и образованию. В этом году исполняется 115 лет со дня рождения одного из огромной плеяды преподавателей, чья судьба была в определенный период связана с ТГПУ – Павла Парфеньевича Куфарева (1909–1968), заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора наук, профессора, руководителя Томской школы комплексного анализа.

      В рамках проекта Большого университета «Великие имена в истории вузов Томска» в выставочном пространстве читального зала представлены различные книги по математике из личного архива семьи Куфаревых, принадлежавшие лично Павлу Парфеньевичу и переданные Научной библиотеке его дочерью Лидией Павловной Куфаревой. Выставка «Павел Парфеньевич Куфарев: К 115-летию профессора, математика» доступна для ознакомления в рабочее время библиотеки.

     В ТГПИ профессор работал в тяжелые годы, в период Великой Отечественной войны. Он читал лекции по теоретической механике на физико-математическом факультете. О том, какими интересными были занятия преподавателя повествуется в выпуске газеты «Советский учитель» за 20 марта 1968 года. Эта небольшая газетная заметка, написанная одной из бывших студенток, впоследствии доцента и заведующей кафедрой математики ТГПИ В. Федоровой, красочно описывает педагогический подход и преданность любимому делу П.П. Куфарева:

      «Заметив, что кто-нибудь из нас становится рассеянным или перестает записывать лекцию, он подходил к нам в перерыв и с тревогой спрашивал, все ли нам понятно, не скучно ли нам его слушать. <...> Но именно на этих лекциях многие из нас впервые обнаружили, что доказательство может быть красивым, что поиски такого доказательства, а иногда даже распутывание лабиринта чужой мысли, изложенной – в статье, может быть источником настоящей радости. И было еще другое ощущение на лекциях Павла Парфеньевича. Нам казалось, что мы впервые оказались поблизости от чего-то величественного и прекрасного».

      Наука была для П.П. Куфарева главным содержанием жизни. Это, однако, не мешало ему знать и любить литературу, интересоваться музыкой, играть в шахматы, ходить в турпоходы. Выдающийся математик владел многими языкам, знал немецким, французским и английским. Как ученый и педагог, он был человеком высоких душевных качеств, отзывчивым, простым, деликатным, доброжелательным, в меру общительным, спокойным и уравновешенным по характеру, по-деловому решал различные организационные вопросы, выполняя обязанности заведующего кафедрой и декана.   

      П. П. Куфарев в 1940-х годах вошел в число ведущих математиков и механиков Советского Союза, а также долгое время был единственным в Сибири математиком с ученой степенью доктора наук. Его исследования в области теории функций комплексного переменного с приложениями к задачам гидромеханики, теории упругости, теории анизотропных тел имеют фундаментальное значение в математической науке. 

     Некоторые материалы о личности ученого и времени, проведенном им в ТГПИ, можно найти уже сейчас в виртуальной выставке «Великие имена в истории ТГПУ: Павел Парфеньевич Куфарев».

21 марта - Всемирный день поэзии

Литературно-музыкальная гостиная НБ ТГПУ. Свободный микрофон. "В объятьях Музы. Всемирный день поэзии"

       У нас в гостях:  Сергей Васильев, поэт, член Российского союза писателей, выпускник спортфака ТГПИ
Александр Панов, поэт, член Союза писателей России, выпускник ФМФ  ТГПИ Олег Кислицкий, поэт, член Союза писателей России.

21 марта в 17.00 Конференц-зал НБ ТГПУ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК НБ ТГПУ В АКАДЕМЛИЦЕЕ

 Что такое нигилизм? Кто такая «тургеневская девушка»? Есть ли конфликт между отцом и сыном в романе «Отцы и дети»? Эти и другие вопросы поднимались сегодня студентками 311 группы ИФФ ТГПУ в стенах Академлицея им. им. Г.А. Псахье. Ученики 10-ых классов  активно участвовали в уроке-диспуте по теме: «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: проблемные вопросы», который совместно проводили сотрудники НБ ТГПУ и активные участницы Литературного кружка ТГПУ. Студентки  Литкружка очень грамотно подошли к мероприятию, ими были использованы современные методы подачи материала, что помогло выяснить, насколько глубоко учащиеся познакомились с содержанием художественного текста, в какой степени поняли авторский замысел.

 Класс был поделен на две группы, и старшеклассники активно  дискутировали на тему «Нигилизм: за и против», представляли образы «тургеневских девушек»,  поднимали вопросы о смысле и цели жизни, добра и зла.  Напоследок  девушки из Литкружка предложили учащимся погадать на цитатах из произведения «Отцы и дети» с их объяснением и предложили тем, кто не читал произведение - обязательно его прочесть!

 На выездной книжной выставке из фонда НБ ТГПУ "Писатель русской души И.С. Тургенев" были представлены монографии о жизни и творчестве писателя и его произведения.

«Очень понравился формат мероприятия. Я вообще считаю полезным уходить от классической концепции проведения уроков и давать детям возможность работать в группах/парах. Визуальный ряд оживлял работу. Считаю, что это поколение в большинстве своём "визуалы", т.к. часами просиживают в телефонах и компьютерах. Часто сменяющаяся картинка на доске для них совсем не проблема. Наоборот - она поддерживает их внимание. Очень органично вписалась и выставка, представленная нашей библиотекой. Надеюсь на долгое плодотворное сотрудничество НБ ТГПУ с Академлицеем им. Г.А.Псахье в рамках профориентационной деятельности! Спасибо коллегам за очень тёплый приём!» - делится своими впечатлениями директор НБ ТГПУ им. А.М. Волкова Остапенко Я.Ю.

 

© Научная библиотека ТГПУ 2024